Пётр I, вдохновившись опытом зарубежных стран, решил создать институт церкви. И, подобно протестантам, решился на религиозное просвещение. Учреждение Синода привело не только к институализации церкви, но и к объявлению приоритета Писания над церковной традицией, а догматов — над обрядами. Ранее в православной церкви самостоятельное чтение Библии не поощрялось. Пётр I разрешил это делать. Но никто не знал, к чему это приведёт.

Простые люди увидели множество несоответствий между библейскими догматами и сложившимися церковными реалиями. Так появилось множество религиозных групп, которые полностью отказывались от института священства, поклонения иконам, почитания святых, от таинств.

Тем не менее появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традиционных религиозных институтах. Их достаточно долго преследовали и не принимали, а возможность свободно исповедовать свою веру сектанты получили только после царского манифеста 17 октября 1905 года, который провозгласил свободу совести. Но даже это не остановило борьбу государства с сектантами. Многие из появившихся сект исчезли, но некоторые существуют и поныне.

Самой известной сектой считаются хлысты. Первые упоминания о них относятся к концу XVII — началу XVIII века. О происхождении названия секты ведутся споры, самыми распространёнными точками зрения являются две: название хлыстов либо связано с практикой самобичевания, либо появилось в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников.

Основал движение простой костромской крестьянин Данила Филиппович. Хлысты не рвали с православием окончательно, они ходили в церковь, но одновременно с этим проводили свои собственные собрания — радения.

Они представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкрикивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Радения проходили тайно, на них не допускались посторонние, из-за этого появилось множество слухов о том, как хлысты приносят кровавые жертвоприношения, творят грехи и устраивают оргии.

Например, об этом писал писатель Мельников-Печерский, служивший чиновником особых поручений Министерства внутренних дел и изучавший сектантов по долгу службы. Вот что он писал: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли, рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола».

Сами же хлысты проповедовали безбрачие. Между ними ходили заповеди, приписываемые Даниле Филипповичу: «Хмельного не пейте, плотского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с сестрой; неженимые не женитесь, женимые разженитесь». Свои общины они называли кораблями, а лидеров — кормчими, или христами. Часто случалось, что во главе стояла женщина — кормщица, или богородица.

Почему именно корабль? В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почитанием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, одаривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

Хлыстовством в XIX веке увлекались даже представители элиты. Существуют свидетельства, будто к секте непосредственное отношение имел Григорий Распутин, впрочем, этому нет никаких стопроцентных доказательств.

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время ещё действовали, прекратили своё существование они в 50–60-х годах ХХ века.

Добавить комментарий