Монумент стал настоящим символом СССР, без него сложно представить себе облик современной Москвы.

История знаменитой скульптурной композиции началась в 1937 году. В Париже шла Всемирная выставка, в которой участвовал и Советский Союз. Для украшения павильона решили изготовить скульптуры.

В финал архитектурного конкурса вышли шесть групп, в итоге победил проект Бориса Иофана. Он вспоминал: «...Очень скоро родился образ <...> юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».

Считается, что прообразом монумента стала классическая античная скульптурная группа — «Тираноборцы» Крития и Неосиота, изображающая борцов с тиранией Гармодия и Аристогитона. Иофан вдохновился именно тем, что скульптура изображала двоих. Сам он утверждал, что победа в Октябре 1917 года — это победа союза рабочих и крестьян. Поэтому будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная. Знаменитая «Ника Самофракийская», олицетворяющая победу и полёт, тоже оказала некоторое влияние на создание «Рабочего и колхозницы».

Чтобы определиться с пластическим решением композиции, провели второй конкурс. В нём уже победила Мухина, которая сейчас ассоциируется с созданием монумента. Её проект после некоторых правок (например, было решено фигуры одеть — изначально их, подобно древнегреческому образцу, хотели изобразить обнажёнными) был утверждён 11 ноября 1936 года.

Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года. Посетители были в восторге от советской скульптуры, назвав её «величайшим произведением ХХ века». Сам Пабло Пикассо вдохновился шедевром советских скульпторов, назвал «Рабочего и колхозницу» «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего».

Таким образом советский павильон продемонстрировал достижения и мощь молодой страны, как и планировалось изначально. Особую динамику скульптуре придал шарф, который развевается в руках колхозницы. Комиссия изначально была против этого аксессуара, но в итоге он так удачно передавал движение, что без него фигура смотрелось менее выигрышно.

Не только внешний облик скульптуры внёс новое в европейское и мировое искусство. Вся композиция была сделана из нового тогда материала — хромоникелевой стали. Её части выколачивались на деревянных шаблонах, а потом сваривались и крепились на мощном балочном каркасе-скелете. Такое в скульптуре делалось впервые.

По окончании выставки французские власти захотели выкупить скульптуру, но советское правительство ответило на предложение жёстким отказом. Фигуру перевезли обратно в Москву, где она заняла место около одного из входов на Выставку достижений народного хозяйства.

Добавить комментарий