Английский писатель и агент британской разведки в России (с августа по ноябрь 1917 года) Сомерсет Моэм даёт совершенно уничижительную характеристику Александру Керенскому:

«Положение России ухудшалось с каждым днём, а Керенский убирал всех министров, чуть только замечал в них способности, грозящие подорвать его собственный престиж. Он произносил речи. Он произносил нескончаемые речи. Возникла угроза немецкого нападения на Петроград. Керенский произносил речи. Нехватка продовольствия становилась всё серьёзнее, приближалась зима, топлива не было. Керенский произносил речи. За кулисами активно действовали большевики, Ленин скрывался в Петрограде… Он произносил речи».

В день Октябрьского переворота 25 октября 1917 года глава Временного правительства Александр Керенский сбежал из Петрограда. Это событие обросло мифами, главный из которых — о том, что Керенский сбежал в женском платье. Сам он в мемуарах уверял, что покинул Зимний на собственном автомобиле, хотя представитель США «предлагал» ему машину с американским флагом. Сам посол Дэвид Роуленд Фрэнсис запомнил побег иначе: автомобиль посольства был захвачен адъютантами Керенского, а флаг присвоен.

Несомненно, что история о женском платье — легенда. Однако в вопросе об автомобиле больше доверия вызывает версия американского посла.

Побег Александр Керенский совершил в надежде на военную поддержку Северного фронта. Но верных Временному правительству частей, вызванных с фронта, в окрестностях Петрограда не оказалось. Единственным, кто оказал поддержку Керенскому, стал атаман Пётр Краснов: 8 ноября началось антибольшевистское выступление. Для похода удалось собрать 700–1200 казаков. На следующий день казачьи части заняли Гатчину без боя. После небольшого сражения отряд вошёл в Царское Село и двинулся в Пулково.

Под Пулково держали оборону силы Владимира Антонова-Овсеенко и Павла Дыбенко. Там произошёл решающий бой 12 ноября, в котором победила Красная гвардия. Краснов вернулся в Гатчину и не получил поддержки со стороны фронта. Его положение оказалось безнадёжным.

Большевики прибыли в Гатчину и договорились с красновскими казаками о перемирии. Во время переговоров Дыбенко в шутку предложил «обменять Керенского на Ленина». По воспоминаниям Краснова, казаки явно начали склоняться к тому, чтобы выдать Керенского. Однако тот бежал, переодевшись в матроса. Попытка контрреволюции провалилась: Керенский навсегда исчез из истории России, а его дальнейшие действия уже никак не влияли на будущее страны.

Добавить комментарий