В Средние века дорогу в рай можно было купить — и речь не только об известных индульгенциях. Важной чертой средневекового общества была поддержка богатыми нищих. Но эта помощь имела конкретный предел: нищенство обязательно должно было сохраняться и носить массовый характер, чтобы господам было кому помогать во славу Всевышнего.

Строго говоря, христианская мораль осуждала богатство: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мф. 19:24). Праведник представлялся обязательно нищим, а бедность мыслилась как добродетель. Однако постепенно религиозные постулаты приспосабливали под реальную социально-экономическую ситуацию. Средневековые моралисты, восхваляя бедность, противопоставляли её вовсе не богатству, но алчности как одному из безусловных смертных грехов. Чтобы получить моральное право на богатство, нужно было иногда демонстративно тратить накопления на поддержку бедных: тогда в алчности тебя никто не заподозрит.

При этом положение нищих не исправлялось, а наоборот, стабильно сохранялось: их подкармливали, одаривали, но поддерживали в том же состоянии, оставляя себе возможность демонстрировать добросердечие.

Подобная установка была характерна не только для светских феодалов, но и для церкви: наличие бесчисленных богатств духовники объясняли тем, что средства они тратят на госпитали, милостыню и прочую помощь. Вроде как добрые дела совершают.

Добавить комментарий