Ведовство было достаточно распространено в XVII–XVIII веках в России. Активно практиковалось лечение с помощью заговоров, сборов трав, амулетов. Такой охоты на ведьм, как в Европе, в России не было. Но кому-то попадало, причём чаще за такие преступления преследовали мужчин. Их карали весьма жёстко. Например, из-за желания навести порчу на царя ведьмаков Дорофея Прокофьева и Федька Кобылева сожгли в срубе на глазах у людей. Популярные среди простого народа деревенские знахарки, однако, преследованиям не подвергались. Даже Ломоносов писал, что избавиться от ворожей можно «размножением докторов и аптек».

Такая неоднозначная ситуация с ведьмами в полной мере проявилась в истории дела крестьянки Катерины Ивановой. Случилось это в деревне Тишине Ярославской провинции в 1764 году. Две молодые крестьянки начали впадать в истерику и в припадке они выкрикивали имя своей односельчанки Катерины. Родственники девушек сразу же стали разбираться и отправились к Ивановой, затем сильно избили. Пострадавшая решила их наказать и пожаловалась в провинциальную канцелярию. В итоге угодила под стражу сама.

Под пытками она призналась, что обращалась к некой Гавриловой, чтобы та помогла ей вылечить корову. Та выдала ей какую-то магическую траву и научила вызывать бесов, которых нужно было обязательно занимать. Иванова ничего не могла придумать и нагрузила тёмные силы нетривиальным занятием — отправила их носить камни в речку. Затем отправляла их в другие города, чтобы узнать о судьбе супругов своих односельчанок. В конце концов, по научению знахарки Гавриловой, она убедила девушек из своей деревни выпить настойку из той специфической травы, и демоны вселились в них. Мотивы наведения порчи оставались совершенно неясными. Канцелярия перенаправила дело в Ростовскую духовную консисторию.

Там история обросла новыми подробностями. Выяснилось, что у демонов есть имена — их звали Иван и Андрей. Катерина преподносила уже всё так, будто бы демоны проходили своеобразные испытания, когда наведывались в другие города по её просьбе. Всё больше и больше её собственный рассказ напоминал сказку. Самое интересное, что Катерина в неё, казалось, искренне верила. Выяснились и причины наведения порчи — те две девушки происходили из семьи, которая пыталась отнять у Катерины землю.

Иванова утверждала, что она колдунья. При этом же она и причастие принимала, и к исповеди ходила — в общем, вела себя совсем не как ведьма. Пытаясь разобраться в ситуации, следователи допрашивали Катерину вновь и вновь. Расследование шло около двух лет, но ни к каким существенным результатам не привело.

В конце концов в 1776 году консистория отправила Катерину Иванову в женский монастырь. Там прочность её веры была подтверждена: игуменье своей призналась, что бесов она выдумала, не выдержав пытки. Что же тогда женщины-кликуши? Следствие сделало вывод: причиной показательной истерики стала женская тоска — обе были соломенными вдовами и давно жили без мужей. Консистория посчитала, что крестьянки, желая разнообразить себе жизнь, просто оговорили Катерину.

Добавить комментарий