15 февраля 1564 года родился итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени, Галилео Галилей. При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что (якобы) привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.

Поводом к началу очередного процесса инквизиции против Галилея стала публикация книги учёного «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Фактически она была напечатана в обход цензуры. В 1632 году инквизиция стала готовить суд. Кстати, костёр или тюрьма вряд ли учёному грозили.

Галилею тогда было 69 лет. Считается, что его судили именно за приверженность к учению Коперника. Только теория последнего никакого отношения не имела к вопросам религии и морали. И она не была объявлена ересью! К тому же в окончательном решении о приговоре Галилео от 1633 года ему запрещалось упоминать не только Коперика, но и Птолемея. Инквизиция вообще обошлась с учёным не очень жестоко: мог гулять, вести переписку, даже еду для него готовили повара посольства, против него не использовали пытки. Приговор всячески старались смягчить, но Галилея признали сильно подозреваемым в ереси, в чём он и покаялся публично.

Текст отречения звучал так: «Я, Галилео Галилей, сын Винченцо Галилея, флорентинец, на семидесятом году моей жизни лично предстоя перед судом… клянусь, что всегда веровал, теперь верую и при помощи божией впредь буду верить во все, что содержит, проповедует и чему учит святая католическая и апостольская церковь. <…> Признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется. <…> От чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь, заблуждение или секту, не согласную со святой церковью».

Произносил ли он знаменитую фразу: «И всё-таки она вертится»? Его друзья впоследствии писали, что Галилей, несмотря на все усилия католической церкви, остался верен своим убеждениям, но не существует никаких доказательств, что он произносил эту фразу.

Вероятнее всего, эти слова приписала учёному народная молва вскоре после его смерти в 1642 году. Однако первое упоминание фразы в печати появилось через 115 лет: итальянский журналист Джузеппе Баретти привёл её в книге The Italian Library в 1757 году. Миф стал широко известен в 1761-м после перевода работы на французский язык.

Добавить комментарий