Степан Осипович Макаров — парадоксальный флотоводец. Будучи военным моряком, адмиралом, он обессмертил своё имя в первую очередь как учёный и новатор. А вот с победами над врагом всё было не так ярко: в период его службы Россия мало воевала в море, а на войне с Японией он по трагической случайности быстро погиб. Однако победу над кораблём противника в качестве морского офицера он всё-таки одержал. И это был успех очень в духе именно Макарова.

В 1877 году Россия начала войну с Турцией за освобождение балканских славян. В сражениях участвовал русский Черноморский флот. Однако его положение было откровенно аховым. Россия только отказалась от условий, навязанных стране после Крымской войны, и с огромным трудом восстанавливалась. По-настоящему мощных боевых кораблей на Чёрном море просто не было. Имелись вспомогательные крейсеры из коммерческих пароходов и «поповки» (по фамилии адмирала Андрея Попова) — броненосцы береговой обороны с весьма ограниченными возможностями.

Лейтенанту Макарову тогда ещё не было тридцати, но он уже был известен как энергичный и талантливый офицер. Получил под команду пассажирский пароход Русского общества пароходства и торговли «Великий князь Константин», который по его же проекту переделали в боевое судно. Корабль обзавёлся пушками, но главной особенностью «Константина» были четыре минных катера.

Макаров считал, что мины — это будущее флота, и намеревался доказать это на деле. Поначалу мины планировали доставлять прямо к противнику шестами и буксирами.

Весной 1877 года «Великий князь Константин» ушёл в море и… потерпел неудачу. Катер «Чесма» лейтенанта Зацарённого приволок мину к турецкой яхте «Султание» — но слишком ненадёжное оружие не сработало из-за неисправности запала.

Новый рейд — и опять высокие технологии подвели. Макаров крейсировал не бесплодно: он захватил турецкие торговые парусники. Но это было откровенно не то, чего ждал лейтенант. Одна из вылазок закончилась вообще обидным образом: мина взорвалась, но не уничтожила корабль, миноноску потопили, пять человек команды попали в плен, один погиб. Ещё один поход — и снова мина взорвалась, но без повреждений у противника. Кажется, планы полностью провалились, но неукротимого Макарова не могло остановить ничто. Из неудачных походов он сделал вывод: идея оправдывает себя, подрывы-то удаются, — просто надо взрывать что-то более мощное. И кроме того, мины, которые подсовываются прямо под неприятельский корабль, — это заведомо недостаточно эффективное оружие. Догнать противника в море не выходит, а в гавани самые интересные цели защищены береговой артиллерией, бонами — словом, легко не подойдёшь.

И — оружие, которое хотелось бы отыскать Макарову, нашлось. Русские купили несколько десятков торпед Уайтхеда. Это был последний крик тогдашних военных технологий.

Но даже с новыми торпедами ещё одна вылазка оказалась неудачной. В декабре 1877 года миноноски «Константина» безуспешно атаковали турок на рейде Батуми. Торпеды прошли мимо и не взорвались, одна сломалась о якорную цепь.

Успех пришёл под самый занавес войны. В ночь на 26 января (по новому стилю) 1878 года «Великий князь Константин» снова явился к батумскому рейду. В лунном свете команда обнаружила отдельно стоящий сторожевой корабль турок. Подошли к противнику буквально на пистолетную для морской войны дистанцию — менее сотни метров — и выпустили две торпеды.

И вот это был успех. Под удар попала канонерка «Интибах» — небольшой корабль: три пушки, всего 163 тонны водоизмещения. Неприятельское судно затонуло почти мгновенно, борт разворотило, 23 члена команды погибли на месте. Катера вернулись на «Константин».

Удача оказалась своевременной: буквально через несколько дней, 31 января, было подписано перемирие.

Казалось бы, не самый впечатляющий результат — после целой серии рейдов утоплена какая-то канонерка. Однако это была первая в мировой истории успешная торпедная атака. Торпеды пытались применять за рубежом и до Макарова, но он был первым, кто сумел попасть в корабль противника и уничтожить его. Совершенно новый вид оружия получил путёвку в жизнь, перевернулась страница в деле войны на море.

К тому же рейды Макарова и его товарищей производили серьёзный психологический эффект — флот противника попрятался по гаваням, и здесь даже неудачные атаки терроризировали турок.

Ну а Макаров после успеха обратился к командованию в своеобычном стиле: просил разрешения построить катер по собственным чертежам и запрашивал новые торпеды.

Впереди у этого офицера были научные экспедиции, строительство первого арктического ледокола и война, с которой он не вернулся. Но среди достижений Макарова как военного моряка, пожалуй, самое яркое — это первая в мире успешная торпедная атака, предпринятая вопреки обстоятельствам в момент, когда более заурядный капитан давно бы плюнул, взял традиционные пушки и занялся охотой на какие-нибудь каботажники. Но здесь был другого склада человек.

Автор: Евгений Норин.

Добавить комментарий