Некоторое время назад я встретил в комментариях к одной из статей интересное мнение. Комментатор считал, что на войне грузовые автомобили живут настолько недолго, что в принципе даже не успевают доехать до первого техобслуживания. Да и вообще, живут не больше пары месяцев. Не могу сказать, что это мнение только одного человека. В том или ином виде оно высказывается постоянно. Тут и грузовики живут по месяцу, и танков хватает на одну-две атаки, да и солдаты живут буквально пару боев. Кто-то вообще считает, что танк живет в бою пять минут. Так это или нет, давайте разберемся.

Для начала давайте поскорее разберемся с танками. Есть достаточно известный отчет 6-й танковой дивизии Вермахта от 31.10.1941, в которой сообщается, среди прочего, о сильной изношенности танков. В частности, танки Pz.II в среднем прошли 11 500 км, танки Pz.35(t) – 12 500, и танки Pz.IV – 11 000 км. То есть, еще раз, в среднем танки этой дивизии прошли каждый более десяти тысяч километров. И это не какие-то непоражаемые Тигры, а вполне себе обычные двойки, четверки и чешские танки.

Перейдем теперь к более легкой технике. Очень интересный отчет оставил для нас капитан Дайхен (Hauptmann Deihen) из разведывательного батальона 3-й танковой дивизии. По его словам, из полученных весной 42-го 37-ми легких БТР Sd.Kfz.250, спустя год весной 1943-го 24 были все еще в строю, при этом машины преодолели 10 – 15 000 км. Техническое обслуживание двигателя этой машины проводится на 500 км, 1200 км, 2500 км, и затем каждые 2500 км. Когда проводится капитальный ремонт не указано, но капитан Дайхен сообщил, что после года эксплуатации машинам был проведен капитальный ремонт и при этом двигатели не подлежали замене. Разумеется, это не значит, что за год и 15 000 км никаких поломок не было. Поломки были, например на 6 000 км иногда приходилось менять сцепление, у части машин на этом же пробеге была заменена КПП. Имелись и более мелкие поломки. Но главное, что машины продолжают служить, обслуживание и ремонт производятся, за год и 15 000 км большая часть из них никуда не делась.

А ведь это не просто грузовики. Легкие БТР – это боевые машины разведывательных частей! Капитан Дайхен пишет в своем отчете, что на практике SPW (так немцы называли свои БТР) – это не транспортер для доставки стрелков, а их боевая машина. За год использования машин был только один случай, когда БТР использовались для доставки пехоты, в остальных случаях пехота вела бой с боевой машины, обычно сопровождая танковые атаки. И несмотря на слабость бронирования и уязвимость даже к ПТР, как-то батальон умудрился не растерять все машины за год боев.

Что же мы видим? Даже танки и боевые машины немецкой мотопехоты (разведки), которые, казалось бы, непосредственно участвуют в бою, умудряются проходить довольно приличные расстояния на войне. Вряд ли будет новостью, что им потребуется далеко не одно техобслуживание на этом пути. Иногда машины, провоевавшие целый год, даже переживают капитальный ремонт и продолжают воевать и второй год. А ведь это машины, которые воюют на передовой! Грузовые автомобили тыловых служб обычно в атаку непосредственно на противника не едут! Не вижу причин, по которым они не могут прожить как минимум столько же по времени, а километраж наездить еще больший. Ведь их задачи – ездить, перевозить грузы между точками, многократно покрывая расстояние то в одну, то в другую сторону. В общем, машины на войне могут жить довольно долго.

На фото легкие БТР и бронеавтомобили разведывательного (мотоциклетного) батальона дивизии "Великая Германия"
Автор текста: Виталий Илинич

Добавить комментарий