Практику отстранения от главных спортивных соревнований практиковали уже в античные времена. Об одном из таких эпизодов рассказывает Фукидид — в конце V до нашей эры под «санкции» попала Спарта.

Олимпийские игры тогда проводили после заключения между Афинами и Спартой Никиева мира — он завершил утомительную Архидамову войну (первый этап Пелопоннесской войны — очень грубо говоря, «гражданской» войны в Элладе). Собственно, в честь этого события Олимпийские игры и решили организовать. Соревнования предполагали прекращение любых военных действий на территории Греции во время проведения. Однако спартанцы посчитали, что они выше этого правила.

Они захватили Фирк — приграничную крепость на северо-западе Пелопоннеса (область Элей); а также напали и на крепость Лекей в том же районе. Собственно, столь наглое нарушение древней традиции и дало повод отказать Спарте в участии в Олимпиаде. Им разрешили вернуться, но при условии достаточно серьёзной выплаты — 800 килограммов драгметаллов. Спартанцы платить отказались. И мстить тоже не стали, хотя афиняне ждали нападения. В итоге спартанцы попробовали договориться и стали обсуждать дату захватов крепостей — они утверждали, что напали на них ещё до объявления перемирия. Фукидид сообщает, что элейцы ответили, будто у них уже наступило перемирие, так как они для себя объявляют его всегда первыми. Так оно было или нет, нам уже не узнать. Но к бойкоту Спарты присоединились и остальные греческие полисы — даже союзники Спарты. Последним пришлось смириться и поучаствовать в играх только в качестве зрителей.

Один спартанец решил не проглатывать обиду. Владелец колесницы Лихас обманом смог выставить свою лошадь с наездником на соревнования. И они победили. После окончания гонок этот самый Лихас не выдержал. Выскочил на арену и водрузил венок победителя на своего спортсмена. Естественно, это всех невероятно возмутило. Спартанца жёстко избили. Но отпустили в итоге. Правда, запретили появляться на Олимпиаде до конца жизни.

Добавить комментарий