«Книга мёртвых» — пожалуй, одна из фундаментообразующих книг в египтологии. О ней слышали даже те, кто никогда углублённо не изучал историю Древнего Востока. Что же она из себя представляет?

Это сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещавшийся в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Ф. Шампольон и Э. де Руже считали «Книгу мёртвых» заупокойным ритуалом. Р. Лепсиус, возражая против такого определения, высказал мнение, что этот сборник текстов является «путеводителем» для души умершего в её странствии в потустороннем мире. Это мнение Лепсиуса остаётся в основном общепринятым и до нашего времени.

Текст «Книги мёртвых» напрямую связан с «Текстами пирамид» и «Текстами саркофагов», которые, в свою очередь, являются записью царского ритуального обряда. Все три текста встречаются на стенах гробниц и на саркофагах вплоть до греко-римского времени.

Наиболее часто встречается рисунок к первой главе, воспроизводящий погребальное шествие и обряд отверзания уст (мистического открывания рта мумии, чтобы она могла дышать и говорить) перед входом в гробницу.

В папирусе Ну интереснейшие ритуальные указания сопровождают изречение «Знания имён стражей семи зал»: оно должно произноситься над цветным рисунком, изображающим семь входов и семь зал и стерегущих их богов, причём при произнесении слов, относящихся к каждой двери, к ней следует приближать фигурку, изображающую умершего, и совершать жертвоприношения, состав и количество которых тут же перечислены. В том же папирусе встречается описание ещё одного интересного ритуала: надо сделать четыре кирпича, на которые нужно разбросать ладан, полить молоком белой коровы и потушить на них огонь; этот огонь должен гореть в руках четырёх человек, изображающих четырёх сыновей Гора, имена которых следовало написать на плечах указанных лиц; факелы надо было сделать из ткани «идеми», умастив их «маслом хатет ливийским». Над этими четырьмя огнями следовало произносить те слова, которые были написаны на кирпичах, а затем поставить кирпичи в нишах, устроенных в стенах погребальной камеры, укрепив на одном фаянсовый амулет «джед», на другом — глиняную фигурку Анубиса, на третьем — факел, на четвёртом — статуэтку умершего из пальмового дерева семи пальцев высоты; в конце добавлено, что человек, делающий всё это, должен быть «чистым, очищенным, не евшим ни мяса, ни рыбы, не имевшим сношения с женщиной».

То, что ритуальные указания «Книги мёртвых» действительно соответствовали совершавшимся при погребении обрядам, подтверждается находками в гробницах тех самых предметов, над которыми, согласно «Книге мёртвых», следовало читать те или иные изречения.

Самая известная часть «Книги мёртвых» — описание Суда Осириса.
Осирис (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной атеф, с жезлом и плетью). Наверху изображены 42 бога (очевидно, боги номов — административных единиц в Египте). В центре зала стоят «великие весы», на которых боги Тот и Анубис взвешивают сердце («иб») покойного. На второй чаше весов — перо богини истины Маат. Это делалось для проверки праведности жизни покойного. Если сердце покойного перевешивало, то чудовище Аммат пожирало его, что лишало грешника возможности продолжить жизнь на полях Иалу. Если же чаши весов оставались в равновесии, покойный признавался оправданным.

О заупокойном культе в Древнем Египте так писал востоковед М. А. Коростовцев: «В основе культа лежали представления о том, что умерший после погребения продолжает жизнь, аналогичную земной, т. е. нуждается в жилище, еде, напитках и т. п., поэтому заупокойный культ прежде всего состоял в обеспечении умершим необходимых жизненных благ. Во времена Древнего царства фараон жаловал своим вельможам ещё при жизни гробницу. Те, кто не удостаивался такой награды, строили себе гробницу на собственные средства. В начальный период Древнего царства умершего, обитавшего в гробнице, одаривали подношениями либо за счёт его самого, либо за счёт короны. Для материального обеспечения культа умерших были отведены специальные земельные участки, предназначенные для «кормления» умершего, а лица, выполнявшие функции «кормления», назывались «хем-Ка» — «рабы Ка». Но очень скоро эта практика оказалась весьма убыточной и фактически дары в пользу умершего были заменены магической фикцией».

Добавить комментарий