Всё случилось в эпоху Петра I. Тверитинов, обучавшийся в Немецкой слободе и тесно общавшийся с немцами, начал толковать Библию самостоятельно. Вскоре вокруг него сложился кружок, причём его собственное учение (не похожее даже на европейский протестантизм) собрало почитателей из совсем разных социальных кругов: и сын приходского священника, и торговцы, и ремесленники.

Тверитинов роль и важность церкви не отрицал — но переосмысливал её институты. Предлагал ориентироваться на текст Писания, а не на его трактовки (в лучших традициях Лютера), отрицал обрядность, монашество и священство. Достичь спасения, полагал он, можно только через творение добрых дел. Естественно, за такие (о боже!) крамольные вещи Тверитинова объявили еретиком, как и всех членов его кружка.

Следствие по делу начали Стефан Яворский, митрополит Рязанский, а также Преображенский приказ во главе с князем-кесарем Фёдором Ромодановским. В июне 1714 года Сенат рассмотрел дело и… признал всех невиновными. Яворский же не успокаивался и устроил соборное обсуждение. В октябре 1714-го Тверитинов и его близкие сторонники были преданы анафеме. По Соборному уложению 1649 года их должны были казнить. Однако даже такой суровый приговор не был исполнен, Тверитинов остался жив и продолжал заниматься своими повседневными делами. Но и это было не всё.

Яворский не сдавался, настаивал на новом суде, церковном. В конце концов не выдержал уже лично Пётр I, который потребовал от Яворского прибыть в Петербург и дать разъяснения по делу. Сенат всё-таки приступил ко второму рассмотрению дела. Рассматривали его самые высокопоставленные на тот момент люди: князья Меншиков, Прозоровский, Долгорукий, Мусин-Пушкин, Стрешнев, генерал Апраксин, фельдмаршал Шереметев, государственный канцлер Головкин и другие.

В конце концов священники, так желавшие расправы над Тверитиновым, обвинили его не только в ереси, но и в государственной измене — а это было уже очень серьёзное заявление, которое не на шутку раззадорило сенаторов. Они попытались удалить Яворского с заседания. Все споры в итоге закончились тем, что тверитиновцев просто отправили на исправление под присмотр церковных иерархов. Грубо говоря, суд над ними был просто способом выяснить отношения между светскими и церковными властями.

Добавить комментарий