22 марта 1943 года карательные подразделения вспомогательной охранной полиции из состава украинского коллаборационистского формирования 118-го шуцманшафт-батальона уничтожили жителей деревни Хатыни в Белоруссии.

Трагедия в Хатыни — одна из самых известных и самых ужасающих. 149 жителей деревни, включая 75 детей, были сожжены заживо или расстреляны.

Накануне в Хатыни заночевали партизаны бригады Дяди Васи — Василия Воронянского. Наутро они вышли из деревни, но встретили по дороге легковую машину и два грузовика 118-го шуцманшафт-батальона 201-й немецкой охранной дивизии. Колонна неприятеля была обстреляна партизанами, в результате погиб командир одной из рот, а также несколько полицейских-украинцев. Партизаны решили отступать, но полицейские вызвали себе подмогу — спецбатальон штурмбанфюрера Оскара Дирлевангера. Но и без подмоги полицейские расстреляли группу местных жителей — лесорубов. К вечеру 22 марта по следам партизан враг вышел к деревне Хатыни.

Действуя по принципу «общего коллективного наказания», который нарушал все правила ведения войны, враги под руководством Григория Васюры согнали всё местное население в сарай и заперли в нём. Жители деревни ничего не знали о том, что произошло утром, о действиях партизан, но врагам было на это совершенно наплевать. Кто-то пытался бежать, но таких убивали на месте. Заперли всех: женщин, стариков, детей. Сарай обложили соломой, облили бензином и подожгли. Сарай моментально загорелся. Рухнули двери, люди в горящей одежде пытались бежать, но таких расстреливали из пулемётов на месте. Деревня была уничтожена полностью.

Двум девушкам — Марии Фёдорович и Юлии Климович — чудом удалось спастись. Они выбрались из сарая, доползли до леса, где их нашли жители соседней деревни. Но и соседнюю деревню немцы позже уничтожили и эти девушки погибли. Спастись смогли также семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Виктор спрятался под трупом своей матери, Антон был ранен, эсэсовцы приняли его за мёртвого. Они уже смогли пережить войну. Ещё троим удалось скрыться от нацистов — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобкович. Из взрослых повезло выжить только 56-летнему кузнецу Иосифу Каминскому, он пришёл в сознание только поздно ночью, когда оккупанты уже покинули деревню. Среди трупов односельчан он обнаружил своего сына Адама, который скончался у отца на руках. Именно Иосиф Каминский и его сын Адам стали прототипами для знаменитого памятника «Непокорённый человек» в мемориальном комплексе «Хатынь».

О преступлении в Хатыни стало известно практически сразу — были показания выживших, данные разведки партизан. После войны КГБ, расследовавший преступления против мирного населения, совершённые нацистами, начал розыск участников карательной операции. Но надо отметить, что они отлично скрывались, меняли документы, прятались. К тому же до некоторого времени считалось, что трагедию в Хатыни устроили исключительно немцы без посторонней помощи.

Только в 1974 году был арестован и предан суду Василий Мелешко, дослужившийся в 118-м батальоне до командира роты. В 1975 году он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Мелешко изобличил Григория Васюру, который после войны выдавал себя за пленённого красноармейца. К тому времени, ещё в 1952 году, он уже был посажен в тюрьму (правда, через три года освобождён по амнистии) –—пособничество и сотрудничество с немцами ему полностью скрыть не удалось. И только в середине 1980-х удалось доказать, что Васюра был одним из главных палачей Хатыни. Но в 1986 году Васюра, который к тому времени выстроил образ ветерана и фронтовика, был признан виновным и приговорён к расстрелу

Добавить комментарий