Работая над очередным очерком, набрёл на любопытную историю из жизни церкви и мирян в 12 веке. Аббат Гвиберт Ножанский (1055-1124), автор весьма цитируемой "De vita sua" ("О моей жизни") описал несколько поездок монахов с реликвиями по Франции и южной Англии.

Целями таких "путешествий реликвий", причем именовались они именно так, как будто они перемещались едва ли не самостоятельно, а монахи их сопровождали, итак, целей было две: первая - сбор пожертвований с мирян за просмотр и лобызание реликвий, вторая - совершение чудес.

Гвиберт описывает всю солидность набора реликвий: «Они путешествовали в шкатулке, где были кусочек платья Девы Марии и губка, которую подносили к губам Спасителя, кусочек креста.. немного волос святой Девы. Шкатулка была из золота и драгоценных камней, и на ней.. были написаны стихи, рассказывающие о том, что в ней.."

Следует отметить, что в церковной литературе описания этих чудес носили ярко выраженный дидактический характер. Исследователи Б.Уорд и С.Ярроу отмечают, что рубеж 11 и 12 вв. был переходным: если раньше святой, реликвии которого демонстрировались мирянам был грозным защитником и карателем, то теперь наметился переход почти исключительно к целительским функциям.

Российский исследователь творчества Гвиберта Ножанского П.Б.Донецкий отмечает, что автор в описании путешествий реликвий был представителем "старой школы".

Гвиберт с пренебрежением пишет о таких чудесах, как исцеление от болезней и недомоганий. Чуть более подробно он описывает эпизод, когда шкатулка помогла обратить в бегство свирепых пиратов, которые почти достигли судна с монахами. В Винчестере же сгорела от удара молнии дотла целая улица кроме двух домов, где расположились монахи и чудесная шкатулка.

Но по настоящему Гвиберт смакует случай, произошедший в другом неназванном английском городе. Один из англичан захотел выпить с приятелем и сказал ему: . “Я думаю, что возьму их у этих святош, которые своим враньем и уловками забирают так много денег у глупых людей. Я ухитрюсь каким-либо способом достать у них деньги на выпивку.."

Англичанин поклонился реликвиям, сделав вид, что хочет их поцеловать. На деле он всосал несколько монет и довольный вышел из церкви. После этого он провел вечер в кабаке с выпивкой и обильным ужином и верными приятелями

Но разумеется в рассказе Гвиберта все не могло закончится для хитроумного англичанина хорошо: "Не буду долго говорить. Они пили, до тех пор, пока солнце не опустилось за океан. Когда наступил вечер, тот, который украл деньги у святого алтаря, сел на лошадь и сказал, что едет домой. Но когда он достиг ближайшего дерева, то сделал петлю и повесился.."

Да, по другому в сочинении Гвиберта Ножанского, представителя "старой школы", где святые карают всякого нарушителя права их собственности, а, значит, и монастырской собственности, по другому и быть не могло.

Глеб Таргонский

Добавить комментарий