В прошлом посте мы кратко ознакомились с отношением Ленина к спорту и физической культуре. Теперь поговорим о страстной любви Ленина к современной технике. Он всю жизнь внимательно следил за развитием поездов, автомобилей, во Франции на заре авиастроения мог часами наблюдать за первыми полетами авиаторов. Но особенно он ценил велосипеды, которые в эмиграции стали его основным транспортом.

Уже в 1903 году он ездит на велосипеде немецкой марки на совещания социал-демократов и попадает в первое ДТП: налетает на трамвайные пути, ломает велосипед и серьезно ранит себе глаз. На собрании он выступал с повязкой на глазу, как Нельсон или Кутузов.

В Париже и Швейцарии для Ленина дальние велосипедные путешествия за город были едва ли не единственным отдыхом после напряжённой работы. В эти прогулки, которые длились от восхода до заката он брал соратников, но с одним условием: ни слова о политике.

Вместе с Крупской на велосипедах французских марок они приехали в гости к супругам Лафарг незадолго до их трагической смерти.

Когда Ленин работал в Парижской Национальной библиотеке, то его велосипед "припаркованный" у входа украли. Пришлось покупать новый, но на нём Ленин ездил не долго.

Пожалуй, самая известная история из велосипедной эпопеи Владимира Ильича произошла с ним в декабре 1909 года. Он возвращался с очередного "авиашоу" и попал под колеса автомобиля одного лихача. Ленин вспоминал: "Ехал я из Жювизи, и автомобиль раздавил мой велосипед (я успел соскочить). Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним через адвоката. (...) Надеюсь выиграть.."

Ленин подаёт на виконта в суд, а мы с вами знаем, что процессы он не проигрывал. Суд заставил виконта заплатить в качестве компенсации 610 франков. На них был куплен новый английский велосипед марки "Энфилд", а оставшаяся сумма пошла в партийную кассу.

К этой истории Ленин отнёсся с присущим ему философским юмором: "Вот как я столкнулся с диалектикой— сел на велосипед, а соскочил с кучи железного лома».

Глеб Таргонский

На иллюстрации - гравюра Георгия Маклакова "Ленин наблюдает за авиаполетом во французском Жювизи-сюр-Орж"

Добавить комментарий