Наверное нет ни одного человека в мире, который не видел хоть раз в жизни эту фотографию. Наверняка кто-то из читателей носил одежду с этой фотографией или ее стилизацией в исполнении Джима Фицпатрика. Сам автор этих строк все студенчество проходил в толстовке с этим изображением.

Между тем мало кто знает историю создания этой легендарной фотографии. Многие уверены, что она сделана в период партизанской борьбы с Батистой в 1956-1959 году. В заблуждение вводит и ее официальное название "Guerrillero Heroico" ("Героический партизан") Хотя название отражает всю суть Эрнесто Гевары де ла Серна по прозвищу Че, по его собственным словам "скромного кондотьера революции".

Согласно еще одному заблуждению Кубинскую революцию делали-де исключительно коммунисты. На самом деле в противостоянии режиму Батисты и, по сути, американскому владычеству на Кубе, сплотились люди самых разных убеждений. И в партизанских отрядах и в движении городского сопротивления мы встретим весь спектр политических взглядов: от коммунистических до антикоммунистических. И среди командиров армии Фиделя Кастро были как сторонники социализма, такие как Рауль Кастро и Че Гевара, так и его яростные противники, такие как американец Уильям Морган. Кстати, Морган косвенно будет причастен к созданию интересующей нас фотографии.

Собственно победа над Батистой открыла несколько путей дальнейшего развития Кубы. В одном из наших с Владимиром Зайцевым видео на канале "Революционная инициатива" под названием "Фидель Кастро: неслучайный социализм" мы рассказываем о нелегкой эволюции взглядов Фиделя Кастро, убежденного сторонника реальной независимости кубинского народа, который прошел путь от буржуазного демократа до коммуниста.

1959-1960 гг. - это время триумфа и головокружения от победы над Батистой, но это и время постепенного перехода к социалистическим преобразованиям, к долгожданной для значительной части кубинского населения национализации промышленности и земли. Этому противостояли как бывшие батистовцы и эмигранты, обосновавшиеся в основном в Майями (на Кубе их называют "гусанос" или "черви"), так и некоторые бывшие соратники Фиделя Кастро, сред которых выделялся Уильям Морган.

Бывший американский военный, криминальный партнер печально известного мафиози Меера Лански, авантюрист и торговец оружием, он примкнул к партизанскому отряду Фиделя и, как знаток оружия, и его тактического применения, быстро выбился в командиры, получив прозвище "Команданте Янки". Сохранилось две противоречивых оценки его со стороны Фиделя Кастро: "Морган не американец, а настоящий кубинец"; "Менойо (кубинский партизан, в будущем противник Фиделя и лидер антикоммунистического восстания Эскамбрай - Г.Т.) ответил: «Он не авантюрист, он такой же революционер, как мы». Фидель потёр подбородок и сказал: «Ещё хуже»

Между Че и Морганом были напряженные отношения. Фидель, который пытался еще примирить разные фракции в стане победителей умело гасил конфликт до 4 марта 1960 года.

В этот день в гаванском порту разгружалось судно "Ля Кувр". На берег переносили патроны и гранаты, закупленные в Бельгии. В 15:10 на борту прогремел чудовищный взрыв. Когда прибыла команда спасателей, куда входил Че Гевара, чтобы оказать помощь многочисленным раненым, прогремел второй взрыв. Погиб 101 , а ранено было свыше 200 человек.

Че Гевара, который незадолго до взрыва находился в здании Национального института аграрной реформы, не взирая на опасность нового взрыва оказывал как врач помощь раненым, руководил их эвакуацией.

Как потом выяснило следствие, взрыв произошел из-за двух мин с часовыми механизмами. Этот теракт был явным предостережением Кастро, который склонялся к социалистическим реформам. Но те, кто планировал этот теракт, просчитались. 5 марта на траурном митинге, посвященном погибшим, Фидель произнес исторические слова: "Родина или смерть!" Рядом с ним был Че Гевара. В этот момент его и сфотографировал кубинский фотограф Альберто Корда.

Следствие проводилось долго, но в конечном итоге кубинское правительство выяснило, что в Гаване действует террористическое подполье, тесно связанное с антикоммунистической оппозицией и с ЦРУ. Арестованные члены различных антикастровских организаций показали, что и среди правительства есть противники Кастро. Впрочем, те и не скрывали, что готовились противостоять Кастро любым способом. Главное было сорвать национализацию и начать долгожданные переговоры с США. В конечном счете был арестован, а в последствии приговорен "к высшей мере социальной защиты" и давний противник Че Гевары Уильям Морган. Безусловно, официальная версия США заключается в том, что их спецслужбы не производили теракт, а Морган был невинной жертвой режима Кастро. На Кубе до сих пор считают иначе.

Переход к террору и вооруженной борьбе сыграл против антикоммунистов. Они перешли в лагерь, который стрелял в кубинских трудящихся, взрывал докеров и грузчиков. А Че Гевара с риском для жизни спасал их. Он всегда был тем, кто готов был прийти на помощь тем, кто нуждался в помощи. Начиная с того времени, как во время знаменитого путешествия на мотоцикле по Южной Америке остается как простой санитар в лепрозории, до того дня, когда решает помочь боливийским коммунистам осуществить революцию.

И образ Че Гевары выделяется среди сотен и тысяч революционных вождей ХХ века парадоксальным образом тем, что он одновременно и типичен в стремлении к социальной справедливости и лучшему миру. Поэтому даже враги Че Гевары и его идей не могут замарать его моральный авторитет для миллионов латиноамериканцев и не только для них, несмотря на все великие и щедро оплачиваемые усилия.

Добавить комментарий