Еще древние римляне демонстрировали на аренах своих цирков и амфитеатров представителей покоренных ими экзотических для Рима народов. На излете Средних веков благочестивый кардинал Иполлито Медичи держал в специальном вольере представителей "дикарских народов двадцати языков": мавров, африканцев, индейцев и других. Были попытки создать нечто подобное и в пуританской Англии 17 века. Законопослушный пират Уильям Дампьер купил на острове Минданао татуированного туземца вместе с его матерью. Он намеревался "скрестить" их в Англии, чтобы они дали потомство и приносили доход на различных ярмарках, но несчастная мать погибла в пути. Да и сам туземец скоро умер от оспы.

Но с развитием благородного европейского капитализма и колониализма от этих кустарных методов перешли к промышленным способам создания "человеческих зоопарков, где представленные дикие народы демонстрировали бы величие европейской расы".

В Англии начала 19 века с привлечением СМИ и мощной рекламной кампании представили публике знаменитую Саарджи Бартмаан из Южной Африки, известную как "готтентотская Венера". Она должна была демонстрировать примитивность народов, которых завоевывали благородные европейцы своей стеатопигией (выраженной в ягодицах большого размера) а также, вероятно, тем, что в совершенстве владела голландским языком и играла на нескольких музыкальных инструментах, а также наотрез отказывалась показываться полностью обнаженной. Ее не извинило даже то, что она покрестилась. Ее продолжали таскать по выставкам с ошейником на шее, а когда публика пресытилась ею, то владельцы просто продали ее парижским сутенерам. Саарджи умерла от сифилиса в возрасте 25 лет.

В США человеческие зоопарки создавались вместе с "цирками уродов". Одним из пионеров этого бизнеса был Финеас Барнум, основатель цирка имени самого себя, эпизодический персонаж известного фильма "Банды Нью-Йорка". На выступлениях он демонстрировал старую африканку, уверяя публику, что она была кормилицей самого Джорджа Вашингтона (на момент первого представления ей "был" 161 год).

Постепенно "человеческие зоопарки" становились настоящими шоу. Во Франции, Англии, Германии, Бельгии в вольерах строились декорации с хижинами, пальмами и даже очагами, где представители покоренных народов демонстрировали европейцам свой быт и традиции. Не отставали от европейцев и американцев японцы, которые создавали "человеческие зоопарки" из китайцев, корейцев, айну. Кстати, в Гамбурге несколько раз в качестве диких народов демонстрировали представителей европейского народа саамов.

Такие выставки позиционировали как научно-просветительские. Научное обоснование там действительно было, если считать за науку расовую антропологию и френологию. Выставки должны были демонстрировать то, что европейцы покоряют не совсем людей, а примитивных дикарей, близких по мнению знаменитого Кювье, которому довелось делать вскрытие трупа несчастной Саарджи Баартман" к "низшей иерархии человеческой расы", почти к обезьянам.

Кстати, Патриса Лумумбу, который произнес по отношению к бывшим бельгийским колонизаторам пламенную речь "Мы больше не ваши обезьяны!" арестовали и убили при участии Сесе Секо Мобуту, который в свое время был в Бельгии в качестве экспоната "человеческого зоопарка".

Последняя "человеческая экспозиция" была проведена в Бельгии в 1958 году.

Глеб Таргонский

(на иллюстрации - Афиша антропологической выставки в Париже, ок. 1870 г.)

Добавить комментарий