Финансовый авантюрист Джон Ло появился во Франции в последние годы царствования Людовика XIV. Не смотря на то, что этот изысканный «светский лев» шотландского происхождения сразу же полюбился дамам как галантный дворянин, а кавалерам, как веселый собеседник, он скоро попал под наблюдение королевской полиции.

«Великий ночной сторож Луи», генерал-лейтенант д’Арженсон быстро выяснил, для чего Ло приехал в Париж. Этот весельчак в свое время промотал все состояние своего отца, влез в огромные долги и чтобы их оплатить, продал свое родовое имение Лористон. Так, Джон Лористон превратился в Джона Ло, но это не заставило его утратить жизнерадостность и предприимчивость. Убив какого-то дворянина на дуэли, он бежит из Англии в Амстердам, где становится, как бы мы сейчас сказали, профессиональным игроком в карты, причем «гастролером»: он объездил почти всю Италию, и сколотил за карточным столом солидный капитал.

Сопоставив все данные, д’Арженсон понял, что Джон Ло скорее всего опытный шулер. Кроме того, его агенты доносили, что шотландец часто ведет разговоры о каких-то предприятиях, в которых явно проглядывалась система подлогов и мошенничества. Генерал-лейтенант принимает решение удалить Джона Ло из Франции. Не помогло даже заступничество принца Филиппа Орлеанского.

Однако спустя несколько лет, незадолго до смерти короля, Джон Ло все же возвращается в Париж. Теперь он уже не разменивается на такие мелочи, как карточные баталии. Он решает сорвать главный банк в своей жизни, точнее основать его. Так начинается одна из самых известных афер восемнадцатого века.

Как мы неоднократно писали, прожорливые войны Короля-Солнца опустошили страну. Государственные долг достиг чудовищных размеров. Владельцы ренты разорялись один за другим из-за снижения доходов. Цены же на товары, в особенности колониальные, постоянно росли. Недовольство подданных, причем не только крестьян и купцов, но и дворян, грозило крупными беспорядками, если не восстанием.

Джон Ло в беседах с Филиппом Орлеанским, который радостно встретил вчерашнего изгнанника, выступил в роли спасителя Франции. Если в государстве не хватает денег, то их надо просто больше выпустить. Причем предполагалось не тратить драгоценные золото, серебро или даже медь. Джон Ло придумал средство «понадежнее»: он предложил печатать специальные листы из простой бумаги, которые стали называть «банкноты». Эти «банкноты» нужно приравнять к деньгам и выпускать их столько, сколько захочет Филипп Орлеанский.

В 1716 году под эту благую цель был создан первый в истории Франции частный банк, так называемый «Всеобщий банк». Его уставной капитал лишь на четверть был из металлических денег. Остальные средства состояли из «государственных ценных бумаг», которые могли обмениваться на реальные металлические деньги по номиналу.

Вскоре у банка появляется множество клиентов из самых разных сословий. Так как банк обеспечивался государственным долгом, то ему доверяли, а векселя оказались необычайно удобны при различных сделках и покупках.

Едва «раскрутившись», Джон Ло начинает печатать банкоты в промышленных масштабах. Запрос на них увеличился после того, как в 1719 году банкир стал королевским министром. А в следующем году он печатает банкнот в два раза больше чем было денег во Франции до его открытия. Благодаря Джону Ло во Франции появляются первые миллионеры. Джона Ло боготворят, он становится генеральным контролером финансов.

Однако, триумф сменился быстрым крахом. Клиенты Джона Ло в августе 1720 года с ужасом узнали, что банкнота с номиналом в тысячу ливров обменивалась на.. двести пятьдесят ливров. Немудрено, что банкноты перестали принимать, и банк скоро лопнул. Выиграли лишь те, кто успели вовремя перевести банкноты Джона Ло в реальные деньги.

Вскоре все имущество Джона Ло было конфисковано, а сам он вновь изгнан из Франции. Как шептались в Париже, лучше бы он играл краплеными картами.

Добавить комментарий