Сегодня откроем печальную и трагическую страницу в истории Египта, который пал жертвой могущественных персов, их великой армии, а также жертвой любви к хвостатым и усатым любимцам Бастет и простых египтян.

В VI веке до нашей эры сын Кира Великого Камбиз II решил присоединить к владениям Ахеменидов богатый Египет, который во время правления Амасиса из Саисской династии представлял собой жалкое подобие великой державы. Алчные чиновники заботились только о своем достатке, полководцы не верили в египтян и нанимали в армию другие народы, включая греков. Сам фараон был вялым и безынициативным правителем. Им помыкали его собственные вельможи.

Впрочем, несмотря на все это, Египет являлся для Камбиза II серьезным противником. Восточная граница Египта была надёжно прикрыта крепостью Сена, которую мы знаем под греческим названием Пелусий (дословно «болотистый»). Крепость, надёжно защищённая с суши и моря, контролировала единственную дорогу в краю заболоченной дельты Нила.

Камбиз для штурма этого ключа к Египту привел великую армию из нескольких десятков народов. Сопровождал царя в походе бывший хозяин Лидии и некогда самый богатый человек в мире Крез. Он словно напоминал Камбизу о великом богатстве, которое ждало его за Пелусием.

Для персов вначале всё складывалось хорошо. Египетский флотоводец вместе с флотом перешёл на сторону персов. Знатный вельможа и по совместительству евнух Комбафей открыл тайные тропы среди болот, что позволило взять крепость в блокаду. Наконец фараон скончался, и на трон вступил его нерешительный сын, который не сумел организовать отпор персам. Природные явления были расценены египтянами как знак грядущей беды.

Однако гарнизон Пелусия не пожелал сдаться, решив, что смерть лучше бесчестия. И лучший пример им показали греки, которые убили сыновей своего командира, сбежавшего к персам. Они смешали их кровь с вином, выпили его и бесстрашно атаковали врага. С обеих сторон в майских боях 525 года до нашей эры было убито столько бойцов, что Геродот, спустя семьдесят лет после этого события отмечал, что земля у Пелусия по-прежнему хрустит под ногами, ибо полна костями павших.

Камбиз терял под стенами неприступной твердыни людей от стрел, копий, камней и горящих снарядов египетского гарнизона, а также от болезней. Поход в Египет срывался. И тогда Камбиз придумал великую хитрость.
У римского военного историка Полиэна, автора знаменитых «Стратагем» приводится следующее описание решающего штурма Пелусия: «Камбиз собрал впереди своего войска всех боготворимых Египтянами животных, как-то: собак, кошек и аистов. Египтяне, опасаясь ранить какое-либо из сих животных, перестали стрелять. Пользуясь сим обстоятельством, Камбиз овладел Пелузием и прошел в Египет».

Можно представить себе эту картину: сотни лающих собак и дико мяукающих кошек на щитах и вытянутых руках персов и плачущих в бессильной ярости египтян. Воины не могли даже ранить любимых зверей своих богов Анубиса, Бастет и Тота и предпочли погибнуть. Персы устроили в крепости резню, ворвались в Египет и вплоть до походов Александра Македонского владели этими землями.

Персы, так жестоко прикрывшиеся любимцами Бастет, взяв штурмом Египет, никак не вмешивались в религиозные дела египтян, особенно в их отношения с кошками.

Греки, которых мы упомянули, тоже к тому времени стали заядлыми любителями котов, кошечек и котят. Конечно же, до обожествления кошки они не дошли, но обижать кошек в Древней Греции тоже никому не позволялось. Об этом этапе великой кошачьей истории поговорим в следующий раз.

Идея и редакция цикла: Егор Яковлев
Текст: Глеб Таргонский

Комментарии   

0 #1 Марина 11.02.2023 03:15
Интересно, спасибо!
Цитировать

Добавить комментарий