18 мая 1274 года на Вселенском соборе в Лионе папа римский Григорий X в последний раз пытался убедить собравшихся клириков начать крестовый поход против египетского султана, угрожающего последним владениям крестоносцев на востоке. Папа не скупился на пламенные речи, ведь его выбрали на должность папы, когда он находился на Святой Земле и, уплывая из Акры, он поклялся словами из Библии вернуть давно утраченный Иерусалим: «..если я забуду тебя, Иерусалим, пусть моя правая рука отсохнет».

Не смотря на весь пафос выступления Григория Х, его идею отвоевать Иерусалим решительно отвергли. Церковь в это время была слишком занята противостоянием со светскими феодалами Франции и Священной Римской империи. Примечательно, что собор проходил в ста пятидесяти километрах от Клермона, где папа Урбан II объявил о начале expeditio в Святую Землю, захваченную сельджуками, с чего и началась Эпоха Крестовых походов. Не менее примечательно, что ровно через семнадцать лет 18 мая 1291 года падет последний оплот крестоносцев на Святой Земле, крепость Акра.

Падение ее было неизбежно. Уже в Первом Крестовом походе (я об этом подробно рассказываю в своем цикле) вожди крестоносцев часто не могли договориться о единых действиях. К тому же, когда были основаны первые так называемые государства крестоносцев, то их правители вынужденно пытались проводить тонкую дипломатическую игру с окружавшими их мусульманскими государствами. Однако новые отряды крестоносцев, которые приезжали на Святую землю за славой и добычей, рвали эту тонкую политику своими самовольными набегами на «агарян» (позже они получат прозвище «сарацины»).

К тому же «кормовой базы», то есть земли с крестьянами не хватало на всех горячих воинов и те рвались в бой, не смотря на то, что мусульмане (это притом, что и они погрязли в феодальной войне omnia contra omnes) почти всегда превосходили их войска. К середине XIII века пали все владения крестоносных владык за исключением узкой полоски побережья Средиземного моря и Кипра. Но и здесь не было монолитности взглядов и интересов: король стремился к миру с иноверцами любой ценой, генуэзцы стремились к торговле вне религии и государственности, а наемники-ломбардцы, которых в 1289 году прислал на помощь крестоносцам сам римский папа, мечтали о войне и добыче.

И история угасания европейского господства на Святой Земле ничему не научила горячих итальянских парней. Ухватившись за слух о том, что некий мусульманин обесчестил христианку, они учинили в окрестностях Акры резню, без разбора убивая всех мужчин с бородами (христиане тогда брили бороды и усы). Кроме мусульман пострадали православные и армянские поселенцы. Узнав об этом погроме, энергичный египетский султан-мамлюк Аль-Мансур Калаун настоятельно попросил рыцарей Акры найти и казнить виновных. Король по совету тамплиеров попытался обмануть султана и казнил нескольких непричастных к погромам уголовников. Но Калаун воспринял это как оскорбление. Он решил добить крестоносцев не без поддержки «христианнейших» генуэзцев и арагонцев, которым обещал привилегии в торговле.

И, несмотря на смерть самого Калауна, его сын аль-Ашраф Халиль выступил в поход и в начале апреля 1291 года осадил Акру. Были подготовлены осадные лестницы и катапульты. Рыцари (в основном тамплиеры и госпитальеры) попытались сделать ночную вылазку в лагерь султана, но попали в засаду. Многие рыцари были убиты, а один на свою беду утонул в выгребной яме. Правда, рыцари выиграли драгоценное время и сумели эвакуировать на Кипр женщин и детей города. После этого рыцари вновь провели две ночных вылазки и вновь неудачно: в этот раз лошади путались в палатках и скидывали ездоков, которых убивали воины султана. К тому же мусульмане сотнями подожженных стрел осветили поле битвы и многие рыцари пали от стрел и дротиков.

В мае десять дней подряд с небольшими перерывами на ночь, город обстреливают из катапульт, а египетские инженеры делают подкоп под воротами Святого Антония. Король Генрих отплывает на Кипр. 18 мая начинается штурм, в котором получает смертельную рану Великий магистр ордена тамплиеров. Крестоносцы дрогнули и начали отступление к порту, где стояли последние суда. Они начали драться между собой за место на этих спасительных для них средствах.

Одна перегруженная лодка тонет на рейде вместе с патриархом иерусалимским. До 20 мая еще держатся несколько маленьких гарнизонов европейцев, но для всего христианского мира ясно, что последняя серьезная крепость на Святой Земле пала. В 1303 году мусульмане берут штурмом крепость на острове Руад, последнее владение европейцев на Ближнем Востоке. До XV века европейцы будут владеть Кипром, а до XVII века Критом, но на Святой Земле теперь будут развеваться зеленые знамена.

Значит ли это, что паломники теперь не смогут посещать Святую Землю (Первый Крестовый поход был организован, в том числе, на основании слухов о тотальной резне христианского населения и паломников)? Напротив, мусульманские правители заинтересованы в том, чтобы паломники привозили средства, а христианское население платило налог-джизью. С 1291 года европейцы много раз пытались организовать новый крестовый поход за отвоевание Святой Земли. Этой идеей бредили разные люди: английский король Генрих VIII, философ Лейбниц и многие римские папы. Но идея осталась только идеей.

Сумерки начали сгущаться над государствами крестоносцев на Святой Земле с самого момента их появления. Феодальные распри, натиск новоприбывших воинов, жаждущих не дипломатических подвигов, а крови и богатств, отсутствие экономического, а значит и политического единства римской католической церкви и монархов Европы – все это привело к такому финалу.

Сумерки эпохи, перерастающие во тьму, были освещены кострами. В огне сгорели десятки тамплиеров, которые после потери Святой Земли превратились для французского короля Филиппа Красивого в большой кошелек, который нужно забрать себе, не забыв поделиться с папой римским.

Текст: Глеб Таргонский

На иллюстрации – «Штурм Акры в 1291 году». Доминик Луи Ферреоль Папети , Версаль, Франция

Добавить комментарий