Летом 1629 года на можайской дороге сокольник Кондратий Петров задерживает подозрительного человека. Его остановили, спросили: «какой он человек и куда идет». Неизвестный назвался московским стрельцом, а потом вдруг резко побежал в сторону леса. Его догнали, поколотили и доставили в съезжую избу. Заподозрили «стрельца» в том, что он «зажигальщик, и бежит за рубеж».

На допросе задержанный назвался Тимофеем Трофимовым «родом литвин, Киевскаго повета» и рассказал о своей жизни.

Во времена Смуты Тимофей Трофимов прибыл в составе польско-литовских войск в Москву. Оккупанты испытали все прелести «московского сидения»: голод, нехватку боеприпасов, враждебное население. Для деблокады Москвы королём был послан гетман Ходкевич с обозом продовольствия. Навстречу Ходкевичу, московские «сидельцы» совершили вылазку. Ополченцы Минина и Пожарского вылазку отбили, но тридцать человек, а с ними и Тимофей, пробились к гетману.

Московская эпопея закончилась ничем. Ходкевич повернул назад, но тысяча человек осталось в России для продолжения боевых действий. В этой тысячи был и Тимофей Трофимов.

Близ города Кадома литовский отряд потерпел поражение от служилых татар Русского царства. Наш герой оказался в числе пленных в кадомской тюрьме. Местный воевода Иван Вельяминов взял его к себе и отправил в Муром.

В Муроме Тимофей Трофимов прожил полгода, и сбежал от своего хозяина. В Нижнем Новгороде «в воротех» его поймали стрельцы и посадили в тюрьму. Два года наш герой просидел в тюрьме, пока воевода Нижнего Новгорода Борис Нащокин «вынял де его к себе во двор». Тимофей стал жить в селе Спасском, «верст с семьдесят от Москвы, в задворных людех». Здесь он женился и «прижил» трех детей.

По условиям Деулинского перемирия все пленные должны были быть возвращены в Литву. Борис Нащокин отпустил Трофимова. Но домой Тимофей возвращаться не хотел. Он прибежал к литвину на русской службе Николаю Мировицкому и просил его взять к себе. Литвин не отказал бывшему пленному. Через год Мировицкий умер, Тимофей получил свободу и пожелал вернуться к своему старому хозяину Борису Нащокину.

Тем временем, Иван Вельяминов, от которого наш герой сбежал еще в Муроме, не оставил попыток заполучить своего слугу назад. Он подал жалобу в Холопий приказ, аргументируя тем, что Трофимов подписал «кабальный» договор и взял у него четыре рубля. «Служилую кабалу» Вельяминов представил дьякам приказа. Одним словом, наш герой «кинул» бывшего воеводу, подписав договор и взяв деньги, сбежал.

Видимо, не надеясь на то, что спор о холопе решится в его пользу, так как срок сыска беглого уже закончился, Вельяминов, через своих людей, стал уговаривать Тимофея вместе с семьёй перейти к нему. Скорее всего, за переход к первому хозяину, Трофимову обещали еще немного денег. Тимофей вместе с семьей бежит к Вельяминову.

Один раз удалось кинуть Ивана Вельяминова, почему бы не попробовать и второй раз. Тимофей прибывает в Москву и катает жалобу на своего хозяина, к которому он недавно перебежал: «чтоб его с женою и с детьми велели у Ивана взять и отпустить е на волю».

Началось разбирательство. Взяли показания с двух хозяев Трофимова. Каждая из сторон отстаивала свое право на холопа. Интересно то, что Вельяминов заявил, что Тимофей женился еще в Муроме «на Любке». Нащокин говорил, что «женил де он его у себя на крепостной своей девке на Устьке». Так, наш герой оказался еще и многоженцем.

Дело сложное, быстро решить его не удалось. На время разбирательства Тимофея отдали на «поруки» Борису Нащокину. Тот, в бешенстве, сажает беглого холопа на цепь. Но наш прохиндей не тот человек, что бы сидеть на цепи. Он уговаривает своего хозяина отпустить его для поиска и возврата семьи: «покаместа он жену и детей у Ивана Вельяминова возьмет». Даром убеждения наш холоп владел великолепно.

Искать и возвращать семью Тимофей не спешит. Он обосновывается в Москве у кузнеца Григория Васильева и кормится тем, что помогает ему. В столице Трофимов знакомится с Терентием Облезовым, человеком состоятельным, и в четвёртый раз перепродает себя.

Терентий Облезов прекрасно понимает, с кем имеет дело. Он отсылает Тимофея в деревню под Ярославль и предлагает ему жениться. Наш беглый холоп в деревне долго сидеть не намерен, а тем более связывать себя узами брака в третий раз. Он бежит от Терентия и по дороге в Можайск попадает в руки к сокольнику Кондратию Петрову и становится подозреваемым в «зажигательстве» и измене.

Тимофей сразу понял, что вляпался по крупному. Попытка бегства в Литву это уже не дело о беглом холопе, это уже государственное преступление. Он всё рассказывает о себе, скромно умолчав о двух браках и кабальном договоре, и попутно обвиняет поймавшего его Кондратия Петрова в ограблении и избиении себя любимого.

Кто такой Тимофей Трофимов? Обычный беглый холоп, прибытка с него ни какого. Одним изменником больше, одним меньше, какая разница. Ну, казнят его или сошлют в Сибирь, что от этого изменится? Однако московская бюрократия показала себя с самой лучшей стороны, тщательно расследовав дело.

Были подняты старые дела о споре за хлопа между Нащокиным и Вельяминовым. Допрошены и сами хозяева Трофимова. Они заявили: «А воровства де и лазучества за ним нет и за рубеж бежать мысли его отнюдь не было». Самого Тимофея пытали, но он крепко стоял на своем: «за рубеж де бежать мысли не бывало».

Для нашего героя всё закончилось неплохо. Обвинения в «зажигательстве» и измене с него сняли. Дело передали в Холопий приказ для выяснения и разбирательства на тему того, кому он всё-таки принадлежит. Думается, что пока суд да дело, Тимофей и здесь выкрутился.

Михаил Фомичев

Иллюстрация: Лебедев К.В. «К боярину с наветом».

Источник: Злой московит

Добавить комментарий