Первым линкором, построенным Францией после Первой мировой войны, стал «Дюнкерк». Корабли этого класса являются первыми в мире быстроходными линкорами, а сам проект был настолько удачен, что послужил основой для создания полноценных линейных кораблей типа «Ришелье».

Класс «Ришелье» получил название в честь кардинала Ришелье – аристократа и выдающегося государственного деятеля XVII века, основателя военного парусного флота во Франции.

Линкор «Ришелье» был головным кораблем класса. Заложен в октябре 1935 года на верфи французского Бреста. За ним последовал «Жан Бар». Два других – «Клемансо» и «Гасконь» не были завершены.



Согласно Вашингтонскому договору Франция должна была строить свои новые корабли в определенных заранее согласованных пределах. Таким образом, линкор «Ришелье» находился в пределах ограничения по тоннажу, поэтому конструкторы применили оригинальную схему размещения орудий главного калибра – в передней части корабля были установлены две башни, каждая из которых несла по четыре орудия. Подобная конструктивная особенность была весьма рискованной, ведь попадание в любую из башен лишало корабль половины артиллерии.

Главными достоинствами «Ришелье» было его мощное бронирование и хорошая скорость, по этим характеристикам линкор не уступал даже легендарным «Бисмарку» и «Ямато». «Ришелье» был оснащен авиационной палубой и мог перевозить несколько гидросамолетов, запускавшихся при помощи двух катапульт.

Совершенно очевидным было желание создателей такого класса кораблей вписать в историю службу линкора, наполненную победоносными подвигами. Однако фактически дело обстояло иначе. «Ришелье» успел послужить как странам Оси, так и союзным войскам во время Второй мировой войны, но не потопил ни одного вражеского корабля. Но все же несколько ярких моментов имели место.

Немцы вторглись во Францию 10 мая 1940 года. «Ришелье» ввели в строй только к июлю. Французское правительство было обеспокоено тем, что их ценный линкор будет захвачен в порту, поэтому 18 июня было принято решение отправить часть французского флота из Бреста в западноафриканский Дакар. «Ришелье» прибыл в Дакар 23 июня, на следующий день после капитуляции Франции. Команда корабля присягнула на верность режиму Виши.

Трехдневная битва за Дакар (Сенегальская операция) началась 23 сентября 1940 года. Союзные силы состояли из 2 линкоров – «Резолюшн» и «Бархэм», 1 авианосца «Арк Ройял», 5 крейсеров, 10 эсминцев и 8000 солдат вторжения. Французские силы Виши состояли из 1 линкора «Ришелье», 2 крейсеров, 4 эсминцев, 3 подводных лодок и береговых огневых точек.

В ходе операции «Ришелье» был незначительно поврежден снарядами с линкора «Бархэм». Союзники были вынуждены отступить, так и не захватив порт. С апреля 1941 года отремонтированный линкор патрулировал африканское побережье.

В ноябре 1942 года союзники вторглись в Северную Африку, и линкор, наконец, примкнул к «Свободной Франции». Было принято решение переоборудовать «Ришелье» на верфи в Нью-Йорке. На линкоре заменили винт и вал и установили дополнительное вооружение.

В ноябре 1943 года «Ришелье» был отправлен на британскую военно-морскую базу в Скапа-Флоу. Там корабль оставался вплоть до марта 1944 года и участвовал в операциях у норвежского побережья.

В апреле 1944 года отправился на Цейлон, присоединившись к оперативной группе для операции «Кокпит» – бомбардировки союзными войсками японского порта и нефтяных объектов на острове Сабанг у Суматры. В июле 1944 года «Ришелье» принимал участие в операции «Кримсон», целью вновь был Сабанг.

В сентябре «Ришелье» получил приказ отправиться в Касабланку на капремонт. Перевооруженный, он был включен в состав британского Восточного флота на базе союзников в Тринкомали, прибыв туда в марте 1945 года. В августе 1945 года Япония сдалась союзным державам, тем самым прекратив боевые действия во Второй мировой войне. «Ришелье» остался под британским командованием и поддержал повторную оккупацию британской Малайи. На обратном пути корабль наткнулся на мину, из-за чего потребовался небольшой ремонт.

После окончания Второй мировой войны французское правительство поручило «Ришелье» сопровождать конвой французских войск в Индокитай.

В послевоенные годы корабль использовали в качестве учебного корабля. В 1958 году был введен в резерв и оставался в этом статусе до января 1968 года. Переименован в «Q432», прежде чем окончательно был сдан на слом в Генуе в сентябре 1968 года. В настоящее время единственной оставшейся частью линкора является одна из его могучих 380-мм пушек, установленная в качестве мемориала в порту города Брест.

Есть мнения, что линкоры типа «Ришелье» – самые совершенные в истории кораблестроения. При относительно небольшом тоннаже корабль имел хорошую скорость, превосходное бронирование и достойную артиллерию.

Источник: Балакин С.А., Дашьян А.В. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — ЭКСМО. 2006 год.

Источник: Пикинер

У вас недостаточно прав для комментирования