16 мая 1940 года капитан Пьер Бийот на танке B1bis № 337 «Eure» встретил колонну немецких танков на узкой извилистой улочке небольшой деревни Стонн. Бийот воспользовался тем, что его танк имел две пушки: он приказал водителю выбить головной танк из 75-мм орудия, а сам выстрелил по концевому. После чего методично уничтожил зажатую между подбитыми машинами колонну. Выйдя из деревни, Бийот встретил ещё одну колонну – с тем же финалом. Вдобавок к заявленным 13 танкам (2 Pz.IV и 11 Pz.III) смог уничтожить и 2 противотанковых орудия. За несколько минут боя танк Бийота получил не менее 140 попаданий – и ни одной пробоины. Вскоре Бийот был ранен, попал в плен, однако смог сбежать из лагеря в Померании в Советский Союз.
В бою у той же деревушки сержант Дюран, ветеран интербригад в Испании, огнём в упор из 25-мм противотанковой пушки буквально изрешетил ещё одну колонну танков – подбив три Pz. IV и спокойно отступив вместе с орудием. На следующий день всего два танка «Mistral» и «Tunisie» лейтенантов Помпье и Годе примерно за полчаса боя уничтожили более 50 грузовиков, тягачей и БТР, несколько танков Pz.I и Pz.II и шесть 37-мм орудий.
28 мая танк капитана Дирана уничтожил две 37-мм пушки, но затем вражеский снаряд попал в ствол его 75-мм гаубицы. Танк, несмотря на интенсивный огонь по нему, продолжал сражаться, давя орудия гусеницами и обстреливая пехоту из пулемётов. Но вскоре два попадания в башню заклинили её, вдобавок повредив приборы наблюдения. Капитан с помощником были ранены, но боевая машина продолжала биться, пока не получила в левый борт крупнокалиберный снаряд, вероятно, от 88-мм зенитки. При этом экипаж смог выйти к своим. За два часа боя танк получил около 90 попаданий, уничтожив примерно дюжину орудий и две бронемашины. Танк «Жанна д'Арк» оправдал своё имя.
Танк B1, созданный по требованиям самого начала 20-х годов, смог достойно сражаться и в 1940-м, а в ряде случаев – даже позже. А такими солдатами могла бы заслуженно гордиться армия любой страны мира. Увы, героизм отдельных экипажей и расчётов не мог преодолеть комбинированных действий германской армии. Танковым соединениям не хватало вспомогательной техники – БТР для пехоты, разведывательных броневиков, машин снабжения и многого другого, полагавшегося по теории «правильного» применения. Даже лучшие танки с отважными людьми внутри не могли победить в одиночку и вражеские танки, и противотанковые орудия, и зенитки, поддержанные автотранспортом. Танку поддержки с теоретическим малым радиусом действия часто просто не хватало вовремя топлива для продолжительных и быстрых маршей – тем более водители часто не выключали моторы, боясь застывания жидкости в капризной гидросистеме. Судьбу танков часто иллюстрируют строки «взорван экипажем из-за недостатка горючего», «брошен», «неисправность двигателя», «неисправность электрооборудования».
Истребители добились немало побед в воздухе, иногда даже «всухую», но всё чаще свои самолёты приходилось уничтожать или бросать при отступлении, часть терпела аварии.
Спустя год с небольшим «эстафету» борьбы с вермахтом от французов примут советские войска. С нападением Германии на СССР Пьер Бийот стал военным атташе «Свободной Франции» в Москве, позднее – главой штаба де Голля, а в 1944 году в составе 2-й бронетанковой дивизии генерала Леклерка освобождал Париж. В небе над Советским Союзом вместе с советскими пилотами будут сражаться французские лётчики. Они не знали, какой будет их Родина. Они не знали даже, а будет ли вообще Франция после войны. Во Франции они были приговорены к смертной казни и в случае попадания в плен должны были быть расстреляны. Однако они сражались. До общей победы.
Источник: Жан-Поль Паллю. План «Гельб»: Блицкриг на Западе, 1940. — М.: Эксмо, 2008.
Источник: Пикинер