История уличей на страницах "Повести временных лет" (далее ПВЛ) начинается с противостояния самым ранним киевским князьям - Аскольду и Диру. Надо сказать, что ни одно из племенных имен “Повести временных лет” не знает такого разнообразия вариантов написания, как имя уличей. На страницах летописей уличи выступают под именами: уличи, улутичи, улучичи, улутьчи, лутичи, лютичи, глутичи, глутицы, луцаци, улучи, улици, улицы, ульцы, ульчи, угличи, углици, углецы.
Как полагают исследователи первоначальной формой было название “ульцы”, а уж от него произошли все остальные варианты названия, признается лингвистическая тождественность названий “ульцы” и “ульчи” и, отсюда, “уличи”.
Попытаемся найти соответствия названиям племени уличей, употребляемым в русских летописях, в этнической номенклатуре славянского мира за пределами Восточной Европы. Из всех многочисленных названий уличей наше внимание привлекают два — “лутичи” (“лютичи”) и “ульцы”, которым мы находим не просто соответствие (схожесть названия) в западнославянском мире, а фиксируем их полную тождественность.
Речь идет о союзе славянских племен — черезпенян, хижан, доленчан, ратарей, а также отделившихся от них в IX в. гаволян (стодоран), — располагавшемся в VIII — ХII вв. между Одером, Эльбой, устьем Хафеля и Балтийским морем и носящем общее название “лутичи” (liutici, lutici) и “вильцы” (wilzi, wiltzi, wilti, uuiltze, vuilci).
В письменных источниках этот союз племен известен также и под именем “велеты” (velti, veleti, veletabi). Таким образом, мы вправе считать, что уличи ПВЛ не одиноки в славянском мире и имеют за пределами Восточной Европы ближайших одноименных “родственников”, подобно полянам, древлянам, дреговичам, северянам, словенам, хорватам и дулебам.
Очень вероятно, что лучане упоминавшиеся у хрониста Козьмы Пражского (ок. 1045—1125) среди племён Чехии, и враждовавшие с собственно чехами, является ветвью этого большого племени. По этой причине, ряд историков считают несомненной связь между именами балтийских велетов, вильцев и лютичей, с одной стороны, и разными вариантами имени уличей — с другой. Таким образом, велеты, вильцы, уличи, лютичи, лучане это название одного и того же племени, распавшегося в ходе славянских переселений.
Этимология слова “вильцы” представляется исследователям достаточно ясной. Сходные формы присутствуют во всех славянских языках. Оно восходит к праславянскому vьlkъ, соотносится с готским wulfs, албанским ulk, латинским заимствованием из сабинского lupus, с сохранением исконно латинского vulcus, volcus “волк” в Vulcanus “бог Вулкан”.
Этимология названия “лютичи” выводится “от Люта”, то есть потомки Люта (от старославянского “лютъ” — жестокий). Лингвисты сближают это слово с греческим lykos —”волк”, “волчье бешенство”. Этимология слова “лютичи” может сближать его с названием “вильцы” — “волки”.
Таким образом, “вильцы”—”ульцы” (“уличи”), означает “волки”. Это название является самоназванием, восходящим к тотемическим представлениям ряда славянских племен о волке. Этноним подчёркивает храбрость и воинственность племени вплоть до свирепости и жестокости.
Уличи встречаются не только на страницах русской летописи, но и упоминаются в других источниках. Баварский географ IX в. называет племя «Unlici», многочисленный народ, обладавший 318 городами. Уличи — ультины упомянуты и Константином Багрянородным в 14-й главе того знаменитого сочинения, которому дано условное название «Об управления империей».
В разделе «О народе печенежском» автор перечисляет восемь печенежских областей, разделенных на сорок меньших округов. Днепр делит Печенегию пополам. «Округ Харовои соседит с Русью, а округ Явди — Иртим соседит с подвластными Русской земле областями, именно с ультинами (уличами), дервленинами, лензенинами и прочими славянами».
Изначально уличи жили по берегам Днепра к югу от Киева, до середины X в. основной их территорией было Поднепровье южнее Полянской земли: "И беша седяще уличи по Днепру въниз". В результате анализа летописных известий Б. А. Рыбаков показал, что столица уличей Пересечень первой половины X века должен был находиться в бассейне Днепра южнее Киева. Город Пересечень в Поднепровье упоминается в связи с событиями 1154 г. и в перечне древнерусских городов «А се имена всем градам рускым, далним и ближним», составленном в конце XIV века.
На такую локализацию уличей могут указывать и другие источники. Как уже было сказано Константин Багрянородный, хорошо знакомый с ситуацией в южнорусских степях, сообщает, что одно из печенежских племён граничило с русью, другое — с древлянами и ультинами, т.е. с летописным уличами.
По данным средневековых хроник прибалтийские вильцы были исключительно агрессивны и воинственны. С VIII по ХII вв. племена союза вильцев постоянно воевали со своими соседями и периодически друг с другом. Также и “русские” лютичи — уличи отличались особой боевитостью: они не платили дани хазарам, все упоминания их русской летописью связаны с их борьбой против Аскольда, Олега и Свенельда. Даже покорившись Киеву, они ни разу не участвовали в походах киевских князей.
Как упомянуто выше, уличи враждовали уже с первыми киевскими князьями Аскольдои и Диром, которые «къняжаща Кыеве и владеюща полями (полянами) и беша ратьни с древляны и с уличи». Борьба Киева с уличами продолжалась и при князе Олеге. В перечне племён, участвовавших в походе Олега 907 года на Византию, уличи не упомянуты. Очевидно, в то время это племя не было подвластно Киеву. Кроме того, в летописи прямо сказано, что уличи воевали с Олегом: «И бе обладая Олег поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а с уличи и теверцы имяше рать».
В правление Игоря русско-уличские войны продолжились. В летописи княжение Игоря начинается с борьбы с уличами: "Игорь же седяше къняжа Кыеве, мир имея к вьсем странам, а с уличи и с древляны имеяше рать". "Уличский вопрос" было доверено решить могущественному воеводе Игоря - Свенельду, кторый "примучил" уличей и возложил на них дань "по черной куне от дыма", причем дань эта шла лично Свенельду. Непокоренным оставался лишь город Пересечень - столица Уличей. Три долгих года Свенельд осаждал его и "седе около его три лета и едва възял", событие это датировано летописью 940 годом.
Но потерпев военное поражение уличи не остались в подчинении у Киева. По свидетельству летописи непокорные уличи мигрировали на Запад в междуречье Буга и Днестра: "преидоша межю Бугъ и Дънестр, и седоша тамо", став соседями племени Тиверцев. После 940 г. летописи больше ничего не говорят об уличах. Позже уличи и соседние тиверцы были частично истреблены и вытеснены на север печенегами, где слились с волынянами и белыми хорватами.
Литература:
Рабинович Р.А. "Волки" русской летописи. О тотемическом происхождении этнонима "уличи".
Рыбаков Б.А. Уличи.
Источник: Злой Московит