"Прославленный генерал Томас Дэлзэл, постигший военное ремесло в еще дикой в те времена России, страшный своей жестокостью и полный пренебрежения к человеческой жизни, но внушавший уважение своей непоколебимой преданностью короне и беззаветной храбростью" - так характеризовал генерала Томаса Далейла Вальтер Скотт в известном романе "Пуритане".

Томас Далейль родился в 1599 году в родовом поместье отца - Бинне (Шотландия), в незнатной дворянской семье. Начальный этап его жизненного пути изучен недостаточно. В 1642-1648гг. Далейль - офицер шотландской армии под командованием генерал-майора Роберта Монро, действовавшей против вооруженных католиков в период гражданской войны в Ольстере.

В 1649 г. за храбрость и распорядительность назначен комендантом города и порта Каррикфергус в Северной Ирландии. Тогда, во многом благодаря его действиям, были спасены остатки разбитой армии Монро, солдатам которой пришлось эвакуироваться морем на родину. Там же, в Каррикфергусе, он узнал о казни короля Карла I Стюарта в Лондоне.



В знак глубокой скорби и пожизненного траура по монарху он, как верноподданный рыцарь времен крестовых походов, дал обет - никогда не стричь бороду, демонстрируя тем самым роялистские убеждения. Но после реставрации Стюартов и возвращения в Британию через какое-то время сбрил её. На портрете, написанном в 1670 г. у него нет бороды. Видимо реставрация позволила ему отказаться от ранее данного обета.

В 1650г. Карл Стюарт, наследник казненного в ходе английской революции короля Карла I, начал собирать войска для борьбы с Кромвелем. Далейль уже вернулся в Шотландию и откликнулся на призыв, встав под знамена роялистов и приняв участие в неудачном походе на Лондон. 3 сентября 1651г. в кровопролитной битве под Вустером он героически сражался с "железнобокими" Кромвеля, командуя одним из трех авангардных пехотных полков армии Карла Стюарта и прикрывая переправу через реку Северн.

В ходе боя шотландская армия была окружена и уничтожена, а Далейль вместе с другими предводителями роялистов попал в плен и был заключен в Лондонский Тауэр. Вскоре, однако, ему удалось бежать из тюрьмы за границу, в Нидерланды, где находился в эмиграции Карл Стюарт, будущий король Англии Карл II.

За доблесть и преданность Стюартам Далейль получил звание генерал-майора. В январе 1654 г. он, как один из руководителей восстания горцев против оккупационного режима Кромвеля, выехал в Северную Шотландию. Его сопровождал генерал-майор Вильям Друммонд. Война в горах превратилась в череду жестоких набегов и стычек и продлилась до осени 1655г. На подавление мятежа горцев была направлена английская армия под командованием Джорджа Монка, который за голову Далейля назначил отдельное вознаграждение.

В 1656 г. после подавления восстания Далейль , как и многие другие шотландские офицеры-роялисты, был вынужден покинуть свою страну. Не желая провести остаток жизни в бездействии и потеряв , вероятно, надежду на реставрацию монархии в Англии, он принял решение поступить на русскую военную службу. Ему было уже 57 лет. Это был человек опытный, постигший военное ремесло и прошедший через огонь многих сражений. Карл Стюарт, находившийся в изгнании, пожаловал ему звание генерал-лейтенанта. 21 июля 1656г. Томас Далейль и генерал-майор Вильям Друммонд приехали в Москву.

В рекомендательной грамоте короля Карла выражалась просьба принять их на русскую службу и давалась характеристика как "весьма искусных людей в знании военных дел".

В России в то время только шотландец Александр Лесли имел чин генерала. Далейль был принят на службу генерал-поручиком, что в русской армии соответствовало его званию, и назначен командиром одного из полков солдатского строя в армии под командованием князя Я. К. Черкасского. Эта армия принимала участие в неудачной осаде Риги.

В 1657-1658 гг. Далейль находился в Москве и занимался формированием и обучением пехотных полков "нового строя". Полк под его командованием отличался высокой дисциплиной и боеспособностью, солдаты Далейля наряду с Московскими выборными полками стали одной из лучших частей регулярной пехоты.

Весной 1659 г. возобновились военные действия против польско-литовских войск. Генерал-поручик Далейль с полком был направлен в Полоцк, занятый московской армией еще в начале 1654 г. Там он столкнулся со спесивым и невежественным в военном деле боярином князем И. А. Хованским, известным безрассудной храбростью, глупостью и честолюбием.



Князь кичился своей высокой "породой" и считал себя достойным командовать войском, но не умел соизмерять свои силы с силами неприятеля, из-за чего часто терпел поражения. Прозванный "Тараруй", он позднее вошел в историю в связи с событиями "Хованщины" - стрелецкого восстания 1682 г., в результате которого сложил голову на плахе по приказу царевны Софьи.

Хованский был крайне жесток в обращении с подчиненными, но, желая казаться "добрым" воеводой, прощал своим рейтарам и солдатам своевоиле и многие проступки. В ночь с 15 на 16 августа 1660 г. три пьяных рейтара учинили драку со стоявшими в карауле солдатами пока Далейля, при этом одного избили до смерти. Хованский равнодушно отнесся к происшедшему.

Это возмутило генерала, который потребовал наказать виновных. Воевода отказался. Тогда Далейль поднял полк по тревоге, велев бить в барабаны, и с угрозой заявил князю: "роздам де порох и свинец солдатам и велю по дворянам и рейтарам стрелять". Затем вывел своих солдат (800 человек) за город и отказался от командования, сказав, что "ему до полку дела нет", пока воевода не наведет порядок среди своих подчиненных.

Испуганый Хованский поспешил наказать виновных рейтар батогами, но пожаловался на Далейля в Разрядный приказ, написав в грамоте: "...генерал ни в чем меня не слушает и к полку не ходит". Из Москвы в Полоцк 15 сентября ушел царский указ об отстранении Далейля от командования "по неудовольствию" Хованского и передачи полка подполковнику, но, к счастью, приказ опаздал.

22 сентября 1660 г. русская армия под руководством Хованского (около 5 тысяч человек) предприняла наступление на северо-востоке Белоруссии и, не смотря на успешный бой под Толочином, оказалась в окружении вдвое превосходящих сил С. Чарнецкого и гетмана П. Сапеги под Череей. Хованский решил "сесть в обозе" т. е. занять оборону в Черее и дожидаться подхода со стороны Могилева армии князя Ю. А. Долгорукого, которая выдержала перед этим кровопролитную битву на реке Басе.

Зная военные способности Хованского, его подчиненные едва не подняли мятеж против бездарного воеводы, потребовав немедленно отступать к Полоцку. Не желая погибать в кольце окружения, русские выступили в направлении Чашников по лесной и заболоченной дороге.

Противник, узнав об этом, послал литовский конный отряд (3 тысячи человек) под началом полковников Криштофа Сапеги и Самуэля Кмитича с заданием дать бой и задержать неприятеля до подхода главных сил. Литовские хоругви атоковали арьергард русской армии, но генерал-поручик Далейль отбил все атаки и сумел организовать отход. Он с боями прошел 50 верст, фактически взяв на себя командование всей московской пехотой, и не допустил паники и развала армии.

Ядром пехоты были солдаты его полка, а также московские стрельцы приказов Василия Пушечникова и Тимофея Полтева. Хованский сообщил позднее царю: "А на отводе были переменясь генерал-поручик и головы московских стрельцов, солдаты заонежские и новгородские стрельцы. А за ними шли для береженья от напуску литовских людей гусар 3 роты... а сотни шли по сторонам и рейтары".

По пути к Полоцку, не доходя 25 верст, русскому войску нужно было форсировать реку Сую. Зная об этом, литовцы снова решили атаковать русских. Генерал предложил воеводе дать бой у реки, успешный исход которого мог бы обеспечить спокойную переправу. Полк Далейля, стрельцы и олонецкие солдаты стали в лесу в засаде.

Полковник Уваров с рейтарами атаковали противника, но сделали вид, что обратились в бегство. Литовские хоругви устремились за ними, налетели на ожидавшую их русскую пехоту и в ходе упорного боя были разбиты и отброшены. Это произошло 21 октября 1660 г. Разгромленный литовский отряд, один из предводителей которого - полковник С. Кмитич (прототип романа Г. Сенкевича), не смог воспрепятствовать русским переправиться через реку в боевом порядке.

"Генерал-поручик и головы московских стрельцов с приказы стали твердо и не уступили неприятелю места, бились не щадя голов своих...и польских людей сорвали, и пешим людям вспоможение учинили. И бой был жестокий со второго часу дня, напуски были жестокие на пехоту...и польских людей многих побили и с поля сбили, и отошли в целости в Полоцк".

В мае 1661 г. Далейль разгромил литовский отряд полковника А. Есмана, который пытался внезапно овладеть Полоцком. После этого боя последовала царская грамота от 14 июня 1661 г. В ней говорилось: "...великий государь указал боярину и воеводе князю Ивану Андреевичу Хованскому свой указ сказать, чтоб он к генералу Томасу Далейлю держал привет и ласку, и в ратном ученье воли у него не отнимал, и учинил бы его генералом над всею пехотою и стрельцами, для того ведомо государю, что он Томас служит ему и радеет, и ратное учение и всякий ратный строй ему за обычай".

В полку солдатского строя генерал-поручика Томаса Далейля было 1001 человек, из них 28 начальных людей и 973 рядовых, как гласила отписка из Полоцка от 21 июля 1661 г.

В начале октября 1661 г. полк Далейля в составе русской армии под командованием воеводы князя И. А. Хованского выступил против литовского войска под началом полковника К. Жеромского, который укрепился в селе Кушликовы горы, в 30 верстах от Полоцка. Численность противника составляла около 12 тысяч человек. Кроме хоругвей литовской конницы, с Жеромским было "войска польского всех гетманских полков пехоты 3 тысячи... да гусар 4 хоругви, да вновь прибрано 2 хоругви от казаков".

Литовцы сильно укрепили свой лагерь, построив его в форме квадрата с земляными фортами по углам. 4 октября русские атаковали конные хоругви полковника Котовского, при этом "из его7 рот 3 бежали, потеряв штандарты". 6 октября к Хованскому присоединился "Лифляндский" полк под началом А. Л. Ордина-Нащокина. Теперь русское войско насчитывало 12 тысяч человек.

8 октября состоялась битва главных сил. Поводом стало нападение конницы на литовский отряд полковника Одоховского недалеко от Кушликовых гор, после чего войско неприятеля вышло из своего укрепленного лагеря в поле. " Шесть раз кидались в атаку войска Великого Княжества Литовского, переходя через два ручья, которые разделяли позиции двух армий... литвины были отброшены к своему обозу с большими потерями".

Литовская шляхта, потеряв большое количество убитыми, не желала снова выходить в поле и засела в лагере. Хованский не решился сразу на штурм, а предпочел осаду табора неприятеля. Время шло, наступили осенние холода, русское войско стало испытывать недостаток в снабжении и фураже, что привело к массовому дезертирству солдат из "новоприборных" полков.

Далейль понимал, что взять сильно укрепленный лагерь литовцев невозможно, к тому же пришло сообщение о скором подходе польского войска под командованием известного полководца Стефана Чарнецкого, и предложил Хованскому занять позицию вблизи Полоцка. Самонадеянный воевода, желая все же уничтожить литовцев, отклонил совет. Тогда Далейль открыто отказался подчиняться Хованскому, сдал командование полком подполковнику и направился в Полоцк, заявив, что не желает быть "свидетелем разгрома армии".

А 25 октября 1661 г.Хованский был разгромлен у Кушликовых гор, окруженный многочисленной польско-литовской армией, которая подошла на помощь Жеромскому. Армия князя потеряла весь обоз, казну, порох и 18 пушек. В плен попало 400 человек. Полковник Дуглас был убит, полковники Форот и Фанбуковен, вместе с некоторыми другими, взяты в плен. Около 1500 русских осталось лежать на поле сражения. Только полк Далейля и Второй Московский выборный в полном порядке смогли отступить к Полоцку. Генерал-полковник Далейль во главе русского гарнизона, без помощи армии Хованского, организовал оборону и смог удержать фактически беззащитный город.

Никто впоследствии не упрекнул генерала за его поступок. Он иностранец на русской службе и нес ответственность за жизнь своих подчиненных, а стать виновным наравне с воеводой в бесмысленной гибели солдат и офицеров новой регулярной армии он не желал, тем более что этого можно было избежать.

В апреле 1663 г. в знак признания воинских заслуг Далейль был произведен в чин генерала и переведен со своими полком в Смоленск. Согласно документам в июле 1663 г. в Смоленске в полку Далейля находилось 47 начальных людей и 2086 солдат. Летом и осенью 1664 г. его полк в составе русской армии воеводы князя Я. К. Черкасского принимал участие в походах к Шклову, Копыси и Дубровне. А в 1665 г. Далейль и его друг генерал-поручик Друммонд решили вернуться на родину. С большим трудом по ходатайству известного дипломата и политического деятеля А. Л. Ордин-Нащокина и их земляка П. Гордона, они получили отставку и выехали в Англию.

В 1666 г. Далейль был принят при дворе Карла II Стюарта и назначен главнокомандующим вооруженными силами Шотландии. В то время Шотландия имела свой воинский контингент, в который входили полк "Foot Guards"- Гвардейская пехота и рота "Kings Guards of Horse"- Королевская конная гвардия. Вместе с небольшими гарнизонами пяти крепостей это соединение составляло всю шотландскую армию численностью 1200 человек. Она использовалась в основном для борьбы с религиозными противниками королевской власти - ковенантерами.

На этой должности он стал грозой для пуритан, которых яростно и жестоко преследовал, считая, вероятно, виновниками казни короля.В этом же году, 28 ноября, он во главе своего отряда разгромил под Руллион-Грине мятеж ковенантеров, не позволив восставшим захватить Эдинбург. Новое восстание против королевской власти вспыхнуло на западе Шотландии в 1679 г. Далейль, являлся заместителем герцога Монмута, внебрачного сына короля.

В 1679-1685гг. он тайный советник короля, член парламента от Линлитгоушира и член Судебной комиссии по делу ковенантеров, в мирные годы оставался на посту командующего шотландскими вооруженными силами и много времени проводил в своем поместье в Бинне, где занимался выращиванием редких растений.

Со временем его белая лохматая борода подобралась к поясу, он стал лысым, но от парика отказывался, всегда носил одежду старинного покроя и редко приезжал в Лондон. Король Карл прощал его эксцентричность и грубый нрав и обращался к нему как к старому другу - Том. Среди сельских жителей ходили нелепые слухи о том, что он колдун и сжигал людей, а ковенантеры ненавидели его и называли "Московским зверем".

В историю британской армии Томас Далейль вошел как генерал, сформировавший в 1681г. знаменитый шотландский полк драгун "Royal skots grays"- Королевские шотландские серые. Этот полк особенно отличился в сражении при Рамильи в 1706г., в ходе которого драгуны захватили знамя французского "Regiment du Roi"- Полк короля, получив за свой подвиг гренадерские головные уборы из медвежьих шкур. В 1685 г., вскоре после вступления на престол короля-католика Якова II Стюарта, генерал Томас Далейль умер.

По материалам:
Бабулин И. Б. Генерал из Шотландии.

Иллюстрация: Генерал Томас Далейль.

Источник: Злой Московит

У вас недостаточно прав для комментирования