Образ валькирии из фильма Роберта Эггерса «Northman» (2022), (название которого переводят то как «Варяг», то как «Северянин»), на первый взгляд, больше вдохновлен операми Вагнера, чем историей. Тем не менее, без отсылок к реальному прошлому и археологическим находкам здесь не обошлось.

Вообще для фильма «Northman» было сшито вручную более тысячи костюмов. Отвечала за них канадская художница по костюмам Линда Муир. Она уже работала с Эггерсом над фильмом «Ведьма» (The VVitch, 2015). И тогда проштудировала десятки книг, собирая информацию по повседневной одежде простолюдинов периода Елизаветы Тюдор и первых Стюартов. В итоге наряды героев фильма сшили по историческим образцам, из шерсти, льна и пеньки (то есть конопляного волокна или посконной ткани). Причем Муир ухитрилась выбить дополнительный бюджет именно на костюмы.

В случае «Северянина» Муир тоже отнеслась к делу серьезно. Она ходила в Британский музей, смотрела онлайн лекции специалистов, изучала технологию изготовления одежды в раннем Средневековье. А потом подобрала ткачей для создания тканей, похожих на оригинальные.

Результат получился очень интересным. Многие костюмы создавались с опорой на большое количество настоящих источников, и уж точно они гораздо лучше того кожаного рванья, в которое одевали героев сериала «Викинги».

Конечно, фильм — скорее эпическая сага с элементами фэнтези, чем рассказ о конкретной эпохе. И фантастических элементов в нарядах персонажей там тоже хватает. Это касается и образа валькирии, одного из самых необычных.

«В случае Валькирии, мы смотрели на примеры из саг. Я также думала о Норнах [вещие провидицы, определяющие судьбы людей и богов в скандинавских мифах]. <...> Меня восхитило то, что Роберт [Эггерс] наполнил Валькирию яростью... Ее доспех — не тяжелая ламеллярная защита, которую носили некоторые воины. Он изящен и сделан из золота, а на ее шлеме — рельеф в виде лебедя. Мы создали красный плащ таким, чтобы он передавал ее величие. Его внутреннюю часть мы отделали перьями трех разных размеров, что придало ему удивительно красивую весомость в тот момент, когда она скачет на коне в небеса».

То, что описывает Линда Муир — наряд не смертного, а сверхъестественного существа (фото 2). Очень ярким в образе Валькирии выглядит золотой ламеллярный доспех, конструкция которого довольно спорная. Шлем валькирии подчеркнуто архаичен, напоминая фантазийную версию каркасных шлемов эпохи Великого переселения народов.

Если следовать сагам, о которых упоминает Муир, то валькирия скорее должна носить кольчугу. Так, в Первой Песне о Хельги Убийце Хундинга говорится:

Прянули молнии,
ярко сверкавшие
девы в шлемах
с просторов небесных
мчались в кольчугах,
обрызганных кровью,
свет излучали
копья валькирий.

В оригинале же использовано слово brynja (hávar und hjalmum á Himinvanga,/brynjur váru þeira blóði stokknar,/en af geirum geislar stóðu) — что, по идее, может обозначать разный доспех, как кольчужный, так и из пластин. Есть давний спор о том, насколько использовался скандинавами той эпохи ламеллярный доспех. Существуют отдельные его археологические находки (в Бирке), но это единичные случаи. Также распространена гипотеза, что речь о привозных доспехах. Кольчуги же, судя по археологическим данным, были куда более распространены.

На распечатках и рисунках, окружающих эскиз костюма (фото 3), можно увидеть, чем вдохновлялись художники. Например, в нижнем левом углу — так называемая «валькирия из Харби» (фото 4). Это украшенная чернью фигурка женщины из позолоченного серебра, которая держит меч и щит. Ее нашел на датском острове Фюн археолог-любитель в 2012 году. Конечно, стоит помнить, что «валькирия» она лишь предположительно, есть и другие версии (смертная воительница, богиня Фрейя, великанша).

Может показаться, что оперенный плащ воительницы порожден исключительно воображением художников по костюму.

Однако о пернатых плащах валькирий периодически пишут в книгах о викингах. В частности, женщину-птицу видят на фрагменте сильно пострадавшего гобелена IX века (фото 5), найденного в Осебергском погребении (погребальную ладью откопали в 1904 году в Норвегии). Опять же, речь скорее о смелых гипотезах.

Даже выпиленные желобки на зубах валькирии вдохновлены археологическими находками (фото 6). Линда Муир так рассказывает об этом творческом решении:

«Тогда как раз вышла книга, где описывались подпиленные зубы у погребенных, найденных на Готланде. Когда Роберт [Эггерс] явился ко мне с идеей дополнить образ Валькирии подпиленными зубами, моей реакцией было: "О да!"»

В конечном итоге, приятно видеть, что даже при работе над заведомо фантастическими образами все же изучали визуальные источники и литературу.

Источник: Panfilov FM — Масскульт глазами историка

#Скандинавия@zloi_moscovit

У вас недостаточно прав для комментирования