30 октября отмечается очередная годовщина легендарной радиопостановки "Война Миров" Орсона Уэлса, настолько талантливой, что миллионы радиослушателей действительно поверили в инопланетное вторжение. Паника охватила миллионы американцев. Обезумевшие толпы метались по улицам крупнейших городов. Популярность романа Герберта Уэлса взлетела до небес.

Эту историю знают все. Наивные американцы испугались собственных радиоприёмников. Но есть одна проблема. В ночь после радиотрансляции никакой паники не было. Постановка не одурачила практически никого.

 
Орсон Уэлс - режиссёр радиопостановки
Орсон Уэлс - режиссёр радиопостановки
 

Откуда же взялась история о паникующих радиослушателях? Скажите спасибо американской прессе. В годы Великой Депрессии радио отобрало у газет большую долю рекламных прибылей. И газеты не упустили случая дискредитировать радио в качестве источника новостей. Газеты раздули утку о панике, чтобы доказать рекламодателям и властям, что безответственным руководителям радиостанций просто нельзя доверять.

В редакционной статье, озаглавленной "Ужас на Радио", газета "New York Times" упрекала "руководителей радио" за то, что они одобрили переплетение "кровавой фантастики" с новостной передачей, подаваемой "как настоящие события, происходящие прямо сейчас". "Warner Editor and Publisher" писала: "Вся нация находится в опасности из-за недостоверных, неправильно поданных новостей, распространяемые через средство информации, которому ещё только предстоит доказать, что оно заслуживает права выполнять работу по информированию людей."

Контраст между реальностью и вымыслом был колоссальный. В 1954 году Бен Гросс редактор радиопередачи "New York Daily News" опубликовал мемуары, в которых вспоминал, как ехал в такси по абсолютно пучтым улицам Манхэттена в тот самый момент, когда "Война миров" подходила к концу. А всего через несколько часов вышла газета "Daily News" с репортажем о национальной панике во всю обложку.

 

С этой газеты, вышедшей 31 октября 1938, всё и началось. Легенда родилась и начала обрастать подробностями. Любопытный, хотя и вполне объяснимый, факт: чем больше времени проходило со дня той радиопередачи, и чем известнее она становилась, тем больше людей утверждало, что они слушали эту передачу в тот самый день. В какой-то момент возникло ощущение, что почти вся Америка сидела у радиоприёмников тем вечером.

Мы точно знаем, что это не так. Откуда? Параллельно с радиопостановкой рейтинговый центр "C.E. Hooper" обзвонил 5000 домов и задал один и тот же вопрос "какую программу вы сейчас слушаете?". Только два процента респондентов ответили, что слушают "постановку" или "программу Орсона Уэллса". Ответов "слушаем выпуск новостей" не поступало.

 

Другими словами, 98% опрошенных вечером 30 октября 1938 года слушали другую радиопередачу, или вообще не слушали радио. Такой низкий рейтинг не удивляет. Параллельно с передачей Уэллса транслировалась популярная комедийная передача "Edgar Bergen’s Chase and Sanborn Hour". "Во-первых, большинство людей просто не слушали эту передачу" - вспоминал потом глава CBS Фрэнк Стэнтон - "А те, кто слушал, подумали, что это розыгрыш".

В пользу версии о мистификации говорит и тот факт, что ни компания CBS, ни сам Орсон Уэллс не понесли никакого наказания за "спровоцированные ими массовые беспорядки". С радиостанции лишь взяли подписку не повторять экспериментов с радиопостановками в виде выпусков новостей.

Но почему же этот миф оказался таким живучим? На этот вопрос отвечает историк медиа Джеффри Сконс в своей книге "Haunted Media: Electronic Presence from Telegraphy to Television".

 

Мы боимся не марсиан, атакующих Землю. ABC, CBS, и NBC и другие медиа-корпорации оккупируют наше сознание - вот, что по-настоящему страшно. История о панике является классической поучительной историей о силе и влиянии медиа. И злободневность этой истории не стала меньше с годами.

Как в 30-х годах радио было новым средством информации, открывающим новые удивительные способы коммуникации, так и сейчас Интернет обещает нам одновременно и динамичное развитие, и дистопические страхи новых форм контроля разума, вторжения в личную жизнь, и атак тайных, зловещих сил.

Вот эти страхи и заставляют нас поверить в фантазию об обезумевших толпах.

Джефферсон Пули, Майкл Джей Соколов

Slate

Добавить комментарий