Д.Ю. Я вас категорически приветствую. Клим Александрович, добрый день.

Клим Жуков. Добрый день. Всем привет.

Д.Ю. Как многие догадались, сейчас мы поговорим об известном сериале “Breaking Bad”, “Ломай плохо”. Он по-русски, почему-то, переведен “Во все тяжкие”. Что мы можем сказать о сериале “Во все тяжкие”?

Клим Жуков. Первое. Отличный сериал. Потому, что накал зверства, по-моему, с первого по последний сезон только возрастает. Очень редко так получается. Обычно первый сезон хороший, второй ничего.

Д.Ю. А дальше закончилось.

Клим Жуков. А дальше начинается такое, что смотреть нельзя. Главный герой в исполнении Брайана Крэнстона прекрасен. Сам Брайан Крэнстон прекрасен. Даже говорят сэр Энтони Хопкинс...

Д.Ю. Я смотреть начал после того, как сер Энтони Хопкинс порекомендовал. Надо смотреть раз уж Хопкинс в восторг пришел.

Клим Жуков. Энтони Хопкинс сам знает как надо. Как там играют актеры. Как там отрежиссировано все. Это называется хорошая актерская игра. Когда мы говорим “плохая актерская игра”, мы имеем в виду, что она сильно не дотягивает до уровня, который задает данное произведение. Там все очень круто. Исключительно. Все эти американские проекты сериальные, начиная с “Рима”, там везде новый режиссер. Как они умудряются общую канву выдерживать, когда режиссеры разные?

Д.Ю. Как в сериале “Сопрано”. Дэвид Чейз некий, который все это придумал и за этим делом смотрит. А здесь Винс Гиллиган. Он вдохновляющая и направляющая сила. Любое капиталистическое производство, это дикий тоталитаризм. И в результате получаются iPhone и “Во все тяжкие”. Потому, что за всем смотрят и заставляют делать так, как считает нужным делать главный. Если он умный, то получается хорошо.

Клим Жуков. Мне всегда казалось, что это тяжело дирижировать таким ансамблем режиссеров. Они же все имеют свое видение процесса.

Д.Ю. Там внутри существует единый стиль. И в рамках этого стиля надо действовать. Но из-за того, что режиссеры разные, все время привносится что-то свежее, что-то новое. И это поддерживает интерес. Точно так же, как, например, шутки. Будем непрерывно обращаться к другим произведениям. В первую очередь к сериалу “Сопрано”. Для меня было загадкой, как так получается, что они все время шутят, а я все время ржу. Потому, что если взять какого-нибудь, безусловно, талантливого юмориста, Виктора Шендеровича, Михаила Жванецкого... Лично я очень быстро понимаю, как они шутят. По каким принципам строятся шутки. И дальше мне просто не смешно. Я не отрицаю талантов, способностей.

Клим Жуков. Первые два раза смешно, а потом не очень.

Д.Ю. А почему в “Сопрано” 86 серий подряд смешно? Оказалось, что там сидит взвод шутников, которые сидят и придумывают шутки. В шутке же главное неожиданность. Потому, что ты не понимаешь, как сейчас пошутят. Коллективное творчество, но это жесточайший Карабас Барабас, который может при руководстве такой толпой сделать продукт так, как лично он считает нужным. Винс Гиллиган страшно силен.

Клим Жуков. Народ склонен всячески сопереживать главному герою. Это нормально для человеческого существа. На этом искусство построено. Потому, что если у вас есть главный герой, набор главных героев, ты выбираешь себе любимый персонаж. Начинаешь ему сопереживать или люто его ненавидеть. Характерный пример, это замечательно написанные воспоминания такого танкового аса Отто Кариуса. Человек без сомнения талантливый, пишет хорошо.

Д.Ю. Владеет не только танком, но и словом.

Клим Жуков. Да. Видно, что у него есть некий жизненный опыт. Он поднаторел и излагает. Люди говорят: “Молоденький лейтенант, попал в непростую ситуацию. Пытался выжить, спасал боевых товарищей“. Ты ему говоришь: “Этот молоденький лейтенант способствовал военным преступлениям. Ты себя собираешься с ним ассоциировать?” Кто такой Отто Кариус? Отто Кариус – мерзавец, пособник военных преступников. То же самое у нас и с главным героем сериала “Во все тяжкие”. Милый симпатичный Уолтер Уайт, он был милый и симпатичный. А превратился в законченного монстра. Он отрицательный герой.

Д.Ю. Дуга характера. Был такой в начале, в конце стал вот такой.

Клим Жуков. Да. Первый сезон, там всего 7 серий, там его ломают об колено на глазах публики. Только все равно почему-то все думают, что он замечательный человек. Он не замечательный. Там один из персонажей второго плана, это агент Шрейдер. Вот он строго положительный персонаж. Он ловит нехороших людей. А Уолтер Уайт находится не просто на стороне зла, он на стороне абсолютного зла. Потому, что это наркоторговля.

Д.Ю. Я бы сказал, что он сам зло и есть.

Клим Жуков. Сначала нет, а потом да. Его можно жалеть, можно ему сочувствовать. Потому, что оказался в крайне непростой жизненной ситуации. Но проблема выбора, которая поставлена в фильме, стоит ли по этому течению плыть? Или нужно некий маневр сделать? Этот вопрос поставлен очень остро. В общем, на него дан конкретный ответ, что Уолтер Уайт выбрал такую дорогу, на которой он стал законченным мерзавцем. Ему не только сопереживать невозможно, к нему прилично относиться, строго говоря, нельзя. Но при этом все персонажи, которые там есть, за каждым интересно следить. Там нет проходных пустышек, которые непонятно зачем присутствуют в фильме. Там за каждым история есть. У каждого очень глубоко проработана история. Сначала формируется пул действующих лиц, за каждым пишется какая-то история. Чтобы было понятно актеру кого ему играть. Постановка внутренней мотивации, которой должен озаботиться режиссер. Там еще есть плохой человек, в будущих сезонах, мы сегодня о первом говорим. Там со второго сезона появляется монстр настоящий, перуанский актер Джанкарло Эспозито, который играет Гуса Фринга. Он тоже законченный мерзавец, капитан пиратского корабля, харизматичная личность.

Д.Ю. За человека говорят не слова, а поступки. Если ты варишь наркотики и продаешь детям, которые от них дохнут...

Клим Жуков. Поступаешь ты плохо.

Д.Ю. Да.

Клим Жуков. На этом можно рассуждения прекратить. Я предлагаю так построить наш обзор. Обсудить первый сезон за одну серию, благо он короткий, там 7 серий всего. А потом на сезон две серии. Идем по сюжетно-событийной канве и ключевые места обсуждаем. Вдруг кто-то не смотрел или вообще не собирается смотреть, чтобы понимал, о чем речь идет. Начинается все, как мы помним... А кто не смотрел, настоятельно рекомендуем...

Д.Ю. Может посмотреть в правильном переводе Гоблина.

Клим Жуков. Да. Начинается все с того, что мы знакомимся с главным героем, учителем химии, Уолтером Уайтом. Которому исполняется 50 лет. Он преподает в обычной школе химию. Видно, что химию он любит. Чуть позже выясняется, что у него по химии докторская степень и какие-то патенты. Сразу возникает вопрос: “Как он оказался в школе?” Ни для кого не секрет, что США, это довольно свирепая капиталистическая страна, где если у человека есть серьезное образование и заслуги перед своей специальностью, скорее всего, он в школе работать не будет.

Д.Ю. А это днище.

Клим Жуков. Да. Тем более, что сериал происходит в Нью-Мексико. Мы-то все привыкли, что американское кино это Калифорния, Майами, шикарные пляжи, все очень красивые. А тут же ни одной модели. Там только завуч в школе. А все остальные обычные люди, которых ты каждый день видишь в метро. Кто-то симпатичнее, кто-то нет. Находится этот 50-летний учитель химии в школе на дне фактически. Немедленно выясняется, что он преподает химию законченным тварям потому, что дети там все законченные твари, они своего учителя в упор не видят. В США, и у нас теперь, нельзя их бить. Что с ним делать? Для меня это, как для педагога дипломированного, со стажем, это большой вопрос. Если ученик прямо сейчас невменяем. Я не говорю, что его надо “вырубить с ноги”. Но подразумевается, что он как обезьяна должен получить электрический разряд, чтобы понять. Потому, что он обезьяна, он не понимает человеческого языка в данный момент. Так вести себя нельзя. Там нельзя так делать, и у нас теперь тоже. Вот меня учителя били по затылку. И что? Понятно, что он сам очень любит химию. Кстати, про химию. Там, судя по всему, всем этим ученикам лет по 14-15. По нашим понятиям это 9-10 класс. Он им там объясняет на уровне шестого класса. Я химию очень любил.

Д.Ю. У меня одна из самых выдающихся учительниц была учительница химия. Я тогда учился в Германии, в военном городке, которые теперь принято называть военными базами. У нас была школа в штабе танковых войск Вермахта. Поскольку все это располагалось на месте обитания нацистской сволочи. Там было самое передовое оборудование. И были стеклянные доски. Они открывались вот так. К доске вызывали шесть человек. Один с этой стороны, другой с этой. Середину расчерчивали пополам. Третий тут, четвертый здесь, пятый и шестой. Парты в кабинете химии были на трех человек рассчитаны. Поэтому первые три парты, там сидело девять человек. Те тоже письменно отвечали. Раз за два занятия ты в обязательном порядке отвечал. Поэтому знания химии у нас были суровые. Другая учительница меня учила немецкому языку. У нас в классе самые конченные дебилы, когда восемь классов закончили, отправились в школы рабочей молодежи, их оттуда на олимпиады отправляли. Поэтому с химией у меня был полнейший порядок. Замечательный был предмет.

Клим Жуков. Так вот. Уайт любит химию, а ученики его в грош не ставят. Ему от этого откровенно плохо потому, что все его знания никому не нужны. Плюс ему столько платят, что он вынужден сразу после работы ехать на вторую работу. На автомоечную станцию и мыть машины.

Д.Ю. Это художественный ход или реалия?

Клим Жуков. Все эти педагоги хорошо, если получают 40 тысяч долларов в год. А это, прямо скажем, денежки не самые большие. Тем более, что Уайт ближе к концу первого сезона посчитал сколько денег ему нужно, чтобы обеспечить семью. Ему этих денег не заработать вообще. Дальше мы узнаем, что в силу того, что ему их не заработать, ему не то, что с кредитом не расплатиться никогда, только успевай проценты отдавать.

Д.Ю. Я бы рекомендовал всем, кто страдает на малой зарплате, посмотрите, как в передовых странах это происходит. Это то, к чему мы стремимся. Это же цитадель демократии.

Клим Жуков. Понятно, что в хорошей школе несколько по-другому. Просто их пять процентов этих школ, которые в самом деле очень хорошие.

Д.Ю. Когда там какой-то малолетний дебил приезжает: ”Колеса лучше мой”.

Клим Жуков. Это же первый момент, на котором начинается надлом характера главного героя. Потому, что оказавшись на румынской автомойке, он моет машину и вдруг оказывается, что это кабриолет того самого малолетнего дебила, которого он только что не мог привести в чувство на уроке. Малолетняя дура говорит: ”Ты не поверишь, кто моет машину. Это наш химик”. Совершенно не подозревая, что сама через десять лет легко окажется на этом месте. И, скорее всего, окажется на этом месте потому, что кому она будет нужна без образования.

Д.Ю. А на мойке он, по всей видимости, работает потому, что ничего другого тупо нет.

Клим Жуков. Во-первых, так. Во-вторых, учителю удобно потому, что у учителя нет полного рабочего дня. На загнивающем Западе невозможно взять две ставки потому, что там учеников такое количество, что они едва закрывают одну. У учителя 18 часов полная ставка. Он 18 часов на рабочем месте, потом ему нужно проверять тетради, проводить методическую подготовку. Таким образом, набираются все сорок. А у нас сейчас такая экологическая обстановка, что если ты учителем на полторы ставки не работаешь, ты будешь как Уолтер Уайт. Он вынужден на автомойке трудиться. Куда он пойдет еще? Условно, часам к двум дня он свободен уже. А потом можно на полдня выйти на автомойку. Это стимул заканчивать хороший университет и получать хорошее образование, чтобы так горбатиться.

Д.Ю. Мне его сразу стало откровенно жалко.

Клим Жуков. А потом он приходит домой. Там все его родственники и друзья собираются праздновать его 50-летие. Жена Уолтера Уайта беременна, а старший сын с детским церебральным параличом. Инвалид, ходит на костылях. У жены есть сестра, которая, видимо, младше несколько. У нее муж – агент Федерального бюро по борьбе с наркотиками. А он, Хэнк Шрейдер, рубаха-парень. Уолтер Уайт ведет себя по жизни как размазня. Про Уолтера Уайта все забывают. Все смотрят как агент Хэнк Шрейдер смотрит на содержание...

Д.Ю. Он всем кричит: ”Сейчас меня будут показывать”.

Клим Жуков. По TV. А там показывают, как они задерживают наркобарыг каких-то. Показывают сколько там денег изъяли. Тут Уолтер Уайт спрашивает: ”Сколько вы там изъяли?” - ”Тысяч 100”. - ”Ничего себе”. - ”Это еще мало”. Тут же мы понимаем, чем главный герой займется в очень скором времени. В добавок ко всем неприятностям он на следующий день падает в обморок на автомойке, его увозят на скорой и обнаруживают рак легких.

Д.Ю. Там еще показательный момент как он хочет выпрыгнуть из скорой помощи. Потому, что это денег стоит. Как рассказывал наш американский друг про службу 911, где приехали, почистили канализацию, еще что-то, что вызов стоит 473 доллара. И за скорую помощь, наверное, надо платить. Он порывается убежать. И вот рак.

Клим Жуков. Он временно никому ничего не говорит. Упрашивает своего шурина, чтобы он отвез его на операцию посмотреть. А тот уже много раз предлагал, поэтому он с радостью соглашается. Они со своим другом, агентом Гомесом, едут брать наркобарыг. Вперед запускают спецназ. Сам Уолтер Уайт сидит в машине. Пока полиция работает, из окна второго этажа дома, где прятались барыги, выпрыгивает некто. Уолтер Уайт смотрит на него и понимает, что это его бывший ученик, Джесси Пинкман. Он дает ему убежать. Они переглянулись и друг друга узнали. Там всех вяжут, конфискуют все, сажают. Ну, а Уолтер Уайт ходит и рассматривает, что там за оборудование. Понимает, что оборудования там вообще никакого почти нет. В конце концов он оказывается у дома Джесси Пинкмана и предлагает ему варить наркотики вместе. Потому, что этот знает кому его продавать, а он, как профессиональный химик, может сварить все, что угодно. Естественно, его сначала посылают, а потом соглашаются. И, подумав, они решают купить подержанный домик на колесах. Чтобы уезжать далеко в пустыню и там варить. Домик на колесах представляет собой то еще зрелище. Как оно ездит - не понятно. В самый ответственный момент и перестало ездить. Прямо из школьной лаборатории Уайт утаскивает нужное оборудование. Джесси ”подгоняет” кучу таблеток кодеина, из которых можно получить необходимый продукт. Они едут в пустыню гнать метамфетамин. Сразу скажу. Проконсультировался с профессиональными химиками. Мне сказали, что все, что там показано, оно сделано только для той цели, чтобы внушать уважение к процессу. Так метамфетамин вы не сварите, там нет ничего общего с правдой. Джесси все время ”подкалывает” старшего товарища: ”Что ты паришься с химической одеждой?” Естественно, он ходит по жаре без штанов, в одних трусах, в резиновом переднике, в противогазе. Молодому человеку, который играл малолетнего дебила, на момент съемок было лет тридцать.

Д.Ю. Так в Америке всегда. Я бы заметил, что это изрядная картина того, на что похож взрослый человек и малолетний дебил, который все делает, как подобает малолетнему дебилу. Этот не все тонкости процесса понимает, но жизненный опыт и здравый смысл выводят его туда, куда надо. А малолетний дебил все время выводит туда, куда не надо. Потому, что дебил.

Клим Жуков. Малолетнего дебила актер сыграл так талантливо, что периодически хочется его ударить. Видно, что талантливый актер. Так законченного дурака играть.

Д.Ю. Я от себя бы еще заметил. С моей точки зрения актеры, которые больше всего бесят, это самые талантливые. Вот жена Уолтера Уайта меня, например, раздражает так, что кушать не могу. Талант. Как актриса, слов нет.

Клим Жуков. Она играет туповатую блондинку, которая постоянно мозги человеку сверлит. Когда узнала, что у него рак, она продолжила сверлить ему мозги.

Д.Ю. Ну, мы отметим, что бывают и мужья дураки. И их ничуть не меньше, чем дур жен.

Клим Жуков. Хотя у нее есть явные человеческие достоинства, которые она весь фильм и демонстрирует. Там живые люди показаны. Кто из нас идеален? Когда они первый раз наварили, малолетний дебил пришел в дикий восторг. Он объяснял старшему коллеге, что это искусство. ”Нет, это химический процесс”. Он обалдел от результата и немедленно поволок продукт к знакомому сбытчику. Знакомый сбытчик, естественно мексиканец, сообщил, что сам он этого сварить не мог. И они со своим приятелем, тем самым, которого Хэнк Шрейдер взял в начале первой серии, берут Джесси и везут его в пустыню выяснять, кто это сварил.

Д.Ю. Ну, тут чисто для дураков. Где-то есть варщик, очень хороший, которого надо немедленно завести под себя и с него наживаться. Дурак пришел продавать особо качественный товар, что само по себе опасно. Поскольку старый ничего в продажах не понимает, он вынужден полагаться на малолетнего дебила. Малолетний дебил все делает, как подобает малолетнему дебилу. Он идет к уголовникам, которые его умнее и опытнее. Те сразу все смекают: ”Сейчас поедем к твоему товарищу”.

Клим Жуков. Это еще один очень яркий пример, который нам показан в фильме. Что даже такой товар, как метамфетамин главное не произвести, а главное продать. Потому, что в капиталистическом обществе все делается только для продажи. Без продажи товар как будто в природе не существует.

Д.Ю. Придумал – рубль. Сделал – десять. Продал – сто. Все работает именно так.

Клим Жуков. Коллеги по опасному бизнесу стоят на краю. Потому, что Эмилио узнает Уолтера Уайта, который был на операции. И их собираются грохнуть. После чего Уолтер Уайт говорит: ”Я быстро вас научу готовить мой шикарный продукт”. А когда два тупых уголовника оказываются в запертом фургоне, кидает красный фосфор в кипящую воду. После чего выделяется газ фосфин от которого оба должны быстро дать дуба. Он выскакивает, запирает. И один ”откинулся”, а второй чудом выжил. Для меня загадка, как можно в запертом помещении, где такое количество фосфина, выжить.

Д.Ю. Необходимо для развития сюжета.

Клим Жуков. Надо сказать, резюмируя первый сезон, он наполнен чудовищным накалом идиотии, нелепых ситуаций. Дальше этого будет гораздо меньше, а потом вообще не будет. Последние сезоны к смеху не располагают. Особенно когда они с байкерами связались. Естественно, оба в панике, говорят, что нужно избавиться от трупа и разбегаться. Тут выясняется, что один выжил. Его прячут у Джесси в подвале. Когда утром Уолтер Уайт едет проведать молодого товарища, наблюдает, что уголовник сбежал. В полуобмороке и при смерти идет по улице. Он ему говорит: ”Эй! Стой”. Тот немедленно дает по газам, бьется лбом об дуб и теряет сознание. После чего его отволакивают обратно. Джесси разводит старшего товарища на игру в орлянку. Один думает как разделать труп, а второй как ”замочить” оставшегося. Предлагает его при помощи плавиковой кислоты растворить, этого Эмилио. Для чего нужна большая полиэтиленовая посуда. Джесси не находит тазика, поэтому загружает тело Эмилио в ванну...

Д.Ю. Он сначала пошел жопой тазы примерять. Это прекрасно. Идиот. А потом положил в ванну.

Клим Жуков. Налил плавиковой кислоты двести литров.

Д.Ю. Это круто, что такие вещества продаются в магазинах.

Клим Жуков. Мне кажется, что если бы кто-то купил в одном месте 200 литров плавиковой кислоты, немедленно возник был вопрос: ”Кого ты собираешься растворять?” Может быть в Америке все по-другому и там это в хозтоварах продается. Где можно купить 200 литров плавиковой кислоты сразу?

Д.Ю. На Сицилии, например, у них там в пустынной местности организованы кострища, на них железные решетки. Труп кладут, разводят костер... Когда остаются только кости, кости надо размолотить, развеять по ветру. От трупов избавляться непросто. В сериале ”Сопрано” они неоднократно бегают и выкапывают с участков, где вот-вот могут найти.

Клим Жуков. Лучше всего скормить труп свиньям. Шесть свиней, если не кормить их 2-3 дня, легко съедят 90 килограммов мяса. Таким образом, каждая свинья перерабатывает в минуту до 5 килограммов свежей плоти. Естественно, нужно позаботиться о пищеварении хрюшек: выдернуть зубы, остричь ногти и волосы. Наливает Джесси плавиковой кислоты, а потом спрашивает у Уайта: ”Зачем нужно было городить канитель с пластмассовыми тазами, когда есть отличная ванна?” - ”Ванна?” После чего проваливается потолок. Розовый фарш на пол. ”Что ты говорил про ванну?”

Д.Ю. Понятно, что кино, но дебил.

Клим Жуков. У них случается совместный стокгольмский синдром. Потому, что один сидит в подвале, пристегнутый к столбу. И ему очень нехорошо от того, что он надышался. А второй не может его убить потому, что это крайне непросто. Уголовник это понимает и разводит его на разговор. У них начинается что-то вроде дружбы. В это время он кладет кусок разбитой тарелки и собирается его прирезать.

Д.Ю. Разбивает тарелку, забирает длинный осколок.

Клим Жуков. Он страшно внимательный, Уолтер Уайт, он непрерывно все считает, все запоминает. Он увидел, что в тарелке не хватает такого куска.

Д.Ю. И понял, что его хотят зарезать. Тут прекрасен, на мой взгляд, сам ход мыслей. Только что люди повезли вас в пустыню, чтобы убить. А ты убил его друга и ты его отпустишь в надежде на то, что он хороший, все понимает и тебя простит. Только за диван держаться когда на такое смотришь. Как там в Древнем Риме? ”Обращаясь в суд, ты берешь волка за уши”. Он же химик, чего он в жратву ничего не подсыпал?

Клим Жуков. Он бы точно такого же газа ему через вентиляцию пустил бы. Он бы, может быть, еду бы есть не стал.

Д.Ю. Хотя бы, чтобы сознание потерял, душить ловчее было бы.

Клим Жуков. Он там по американской методике расчертил страницу надвое: ”За”, ”Против”. ”Почему его нужно убить?” - ”Иначе он убьет мою семью”. Уголовник ему выдает несколько ценных советов. Во-первых: ”Зря ты полез в это дело. Ты не убийца, а тут убийцы все”. Ему или становиться убийцей тоже, или... А все. Он туда влез. Во-вторых: ”Самая главная твоя проблема не я. Главная твоя проблема сидит наверху и курит”. Потому, что наркоманам верить нельзя.

Д.Ю. У нас по ”фене” наркоманов ласково называют животными. Потому, что ты не человек, а руководствуешься строго инстинктами. Ничего тебе доверять нельзя, ты все сольешь. Как только тебя лишат наркотиков, ты все расскажешь.

Клим Жуков. В самом деле, у Крэйзи-8 шансов выжить никаких, а Джесси – проблема. У них там тоже случается нечто вроде стокгольмского синдрома. Потом друг друга до конца так и не могут сдать. Они постоянно друг с другом таскаются. Второй хоть и малолетний дебил, делает мерзости из-за того, что он дурак. При этом он дурак, необразованный, без перспектив в жизни вообще потому, что у него нет образования и нет денег на образование. Откуда он такой взялся? Посмотрите на их школу. Его там воспитали. Это не снимает с него ответственности. Там воспитывают таких людей потому, что другие не нужны. Даже профессор химии моет машины. Как так? Замочили и уголовника Крэйзи-8. Дальше встал вопрос: ”Что делать?” Уайту нужны деньги на лечение. Если они правильно озвучили цены, это 2008 год, там ценник такой, что если ты серьезно заболел, можно сразу пойти и застрелиться. Как это человек заплатит с дохода 40 тысяч в год? Он 773 тысячи насчитал в итоге.

Д.Ю. Это на лечение болезни, на образование детей.

Клим Жуков. Там даже просто на лечение деньги такие... Правда, тут ему судьба дает некий шанс. И заодно нам объясняют как он оказался в школе. По крайней мере намеком. Есть некая компания, которая занимается инвестициями и химией. Где владельцами и генеральными исполнительными директорами являются его бывшие сокурсники. Муж и жена. Мы понимаем, что раньше за этой девушкой ухаживал Уолтер Уайт. Она должна была быть его женой. А этот у него ее увел. Уолтер Уайт расстроился и ушел из молодой фирмы. А теперь у них миллиардные обороты, они помнят этого коллегу, с которым провели лучшие студенческие годы. Они просто предлагают ему место в компании и огромную медицинскую страховку. Но мистер Уайт, насмотревшись на людей, которые пришли в гости, там рокеры, телеведущие... Он в пиджачке скромном, жена в каком-то цыганском платье. Ему стало так противно, что ему подачку кидают, что он сказал: ”Ничего я у вас не возьму”.

Д.Ю. Как мне показалось, сразу понятно, что с ним поступили нехорошо. Что он какой-то основополагающий вклад в создание и развитие этой компании внес, а в итоге оказался не у дел. Не понятно, в силу черт своего характера или коллег по опасному бизнесу.

Клим Жуков. Потом нам пояснят, как так получилось. Потому, что девушка к другому ушла. Он расстроился и свою часть компании продал за пять тысяч долларов. Он на них страшно зол до сих пор. Острота чувств уже не та, но все равно как-то неприятно. Он от них эту помощь не принимает. И делает выбор варить метамфитамин заново. И они собираются его варить. Правда, непонятно кому его продавать. Пинкман ”барыжит” по пять грамм, получает деньги, но это очень маленькие деньги. Тем более, что риск серьезный. ”Надо найти перекупщика”. - ”Я знал одного перекупщика, но ты его убил”. Теперь там другой перекупщик, Туко. Нужно к нему подкатить, но как ты к нему подкатишь? Он если тебя не знает, вообще с тобой разговаривать не будет. Но находится вариант. Оказывается, с ним сидел одноклассник Пинкмана. Приносят ему шикарного метамфетамина. Туко выглядит просто шикарно, это один из лучших персонажей. Который непрерывно сидит вот с таким ножом. Растолакивает им кусок метамфетамина, нюхает с тесака. Как киноперсонаж, замечательный совершенно.

Д.Ю. Поделюсь опытом. Во всех фильмах показывают пакет некой субстанции. Лизнул, нюхнул... У нас так товарищ, задержав другого товарища, который не совсем товарищ, тоже лизнул, выхватил пистолет... Нельзя так делать. Для опробирования новых веществ зовут ненужного наркомана: ”Уколись, понюхай. Доложишь о результате”. Они колются, нюхают, мрут. У нас на Правобережном рынке два раза обменяли разновидности героина. И оба раза поголовье наших наркоманов обнулялось вообще. Мне не понятно. Если у тебя есть опыт и стаж, ты вообще не понимаешь, что ты делаешь? Может, как-то понизить. Для пробы хотя бы. Товарища угостить, посмотреть что будет. Поэтому когда Туко с саблей занюхивает, выглядит очень странно.

Клим Жуков. Они говорят, что это 95-процентный метамфетамин. Если занюхать столько, ты гарантированно откинешь копыта. По-моему. У меня такое есть впечатление. Когда Джесси попросил денег за поставленный товар, Туко дал ему... ”Товар уже принес. Свободен”. Уайт, узнав про это, сам явился к Туко. Надо как-то деньги получить, налаживать контакт. Оказалось, что он принес пакет только не метамфетамина, а гремучей ртути, которая была как-то кристаллизована. Он шарахнул куском так, что там вырвало кондиционеры из стен. С такого куска гремучей ртути такого взрыва бы не было никогда. Если бы оно бахнул так, внутри бы живых не осталось. Потому, что этот газ создает ударную волну, которая затекает в полости, все, которые есть. Включая нос, рот и уши у человека. То есть, от сотрясения внутренних органов, от общей контузии человек скончается. Если взрывной волной не шарахнет об стенку. Там долбануло так, что это даже не ручная граната. Там имитатор взрыва килограмма на три, наверное, был. Почему пакет, наполненный тем же, не сдетонировал? Почему-то всех на пол сдуло, а пакет как был на столе, так и остался лежать. Но выглядело сильно. После чего Туко сказал: ”Ты вообще дерзкий. Как тебя зовут?” - ”Меня зовут Хайзенберг”.

Д.Ю. Это я считаю глубочайшее заблуждение. Его зовут Гейзенберг.

Клим Жуков. В честь физика Вернера фон Гейзенберга. Одного из основоположников квантовой физики.

Д.Ю. Это наглядный пример способностей наших переводчиков.

Клим Жуков. Чтобы нашему человеку было понятно к чему отсылка. Ну, Гейзенберг.

Д.Ю. Представился Гейзенбергом. Что имел в виду, как ты считаешь?

Клим Жуков. Во-первых, он уважает физику, химию, физическую химию. Как если бы у нас метамфитаминовый варщик представился Ломоносовым. Тупой мексиканец не понял кого имеют в виду. Тем не менее, согласились работать, дали денег. Уайт предлагает закупить сразу два килограмма. А Пинкман: ”Ты идиот? Таблетки кодеина по рецептам”.

Д.Ю. При советской власти кодеин на сахаре стоил десять копеек. От кашля.

Клим Жуков. А Уайт говорит: ”Давай из метиламина сварим”. Где взять метиламин? Метиламин, в отличие от плавиковой кислоты, не продается. Приходится грабить склад. Склад они грабят феерически. Охранника запирают в туалете. В горнолыжных шапках с дырками. Мне вспомнился фильм ”Цветы из трущоб”. Когда они бочку вытаскивали с метиламином, вместо того, чтобы ее катить, они ее тащила за бортики.

Д.Ю. Тут надо заметить, что ситуация нервная. Например, когда мы с тобой прокладываем путь, по которому будем скрываться с места преступления, ты можешь десять раз пройти, проехать... Все равно надо писать бумажку, на которой написано где ты поворачиваешь.

Клим Жуков. Они же думали бутылку украсть, 25 литров. А там 110 литровая бочка. Начинают варить из метиламина. Из-за чего метамфетамин почему-то получается синим. Это конечно чисто драматический прием, чтобы было интересней. Чтобы оно выделялось на общем фоне. Они начинают “барыжить” с Туко. Джесси хоть и дурак, но некий опыт уголовный имеет. Поэтому когда Уайт “забивает стрелку“ на заброшенном кладбище автомобилей, он говорит: “А чего не в торговом центре?” - “Как в торговом центре?” - “В торговом центре хорошо. Пью яблочный сок, джинсы примеряю”. Потом приезжает Туко, видимо он тоже рассчитывал встретиться в несколько более людном месте.

Д.Ю. Это вообще безумие.

Клим Жуков. С чудовищами встречаться в таком месте, где нет свидетелей. Естественно все заканчивается в итоге плохо. Когда один из подручных Туко открывает рот когда не просили, Туко уронил его на землю и так отделал, что он в итоге скончался. А так как это убийство, которое видели эти два человека, Джесси и Уайт... Туко не догадался сразу какие-то меры принять, увез своего, как он думал, избитого подопечного. Потом он откинул копыта, и его привезли обратно на ту самую стоянку. Чтобы умный Уайт его реанимировал. А там уже нечего было реанимировать. Таким образом, они стали свидетелями убийства. Неопытный Уайт загнал их в такое место встречи. Там же просто опасно. Лучше вас арестует полиция, если вы как-то неумно назначите встречу в людном месте. Это нужно вообще ничего не соображать, чтобы с такими людьми встречаться там, где нет свидетелей.

Д.Ю. Иначе кино бы не было.

Клим Жуков. Да. Уайт сидит с Джесси в машине, трясущимися руками протирает очки и считает, сколько ему нужно денег. На закрытие ипотеки, на погашение долга под залог дома. На образование детям. В смысле окончить школу, поступить в колледж. Там только на образование на двоих получается 150 тысяч долларов.

Д.Ю. Как говорят камрады, которые проживают в США, масса американцев берет для обучения кредит, а потом лет до сорока его выплачивают.

Клим Жуков. Это я бы сейчас только расплатился за свой исторический факультет. У нас Эльвира Набиуллина была очень обижена, что у нас люди очень плохо берут кредиты. А взяв, норовят их очень быстро отдать. Она говорит, что это плохо.

Д.Ю. Данила у нас недавно ходил за кредитом. Ему сказали, я уже не помню, 14 процентов в год. “А раньше закрыть можно?” - “Можно, но заплатить надо будет 14 процентов”.

Клим Жуков. Там у него получается, по-моему, 755 тысяч долларов ему нужно, чтобы... Это не считая его собственного лечения. Это только оставить семье. Потому, что он уверен, что скоро умрет.

Д.Ю. Речь не идет о строительстве дворца. Речь не идет про закупку яхты. Речь идет про здоровье, благополучие, образование семьи. Вот столько денег надо для того, чтобы нормально жить.

Клим Жуков. На десять лет он рассчитал. Плюс накладные расходы. Квартплата у них не очень большая, учитывая, что они живут в собственном доме. По нашим понятиям очень большом. Тем не менее, он получает 40 тысяч в год. Значит, за десять лет он заработает 400 тысяч. А нужно в два раза больше. То есть, он двоих детей потянуть не может. Он же работает на полный рабочий день. Он еще где-то на мойке, ему в год еще тысяч 15 перепадает, учитывая, что это крайне низкоквалифицированная работа. С одним ребенком он еще может справиться, а со вторым уже нет. Рождение второго ребенка в семье, это около катастрофы. Второй ребенок, это проблема. Вот так это организовано. Я считаю, что исключительно говорящий момент. В это верят потому, что сами с этим сталкиваются.

Д.Ю. Так и есть. Повторюсь. Рекомендую обратить на это внимание всем, кто говорит, что мало платят учителям, мало платят библиотекарям. А где-то есть проекция рая на земле, где все хорошо. Ну, да. В таких рамках все замечательно, с одним ребенком. Да и с одним-то не очень хорошо.

Клим Жуков. Все имеют в виду, что они почему-то окажутся не там, где Уайт, а в хорошем университете, на хорошей работе. Возможно и так. Есть варианты. Но это далеко не обязательно. Не обязательно, что потом все будет хорошо. Потому, что жизнь по-всякому складывается. Закроют вашу хорошую фирму потому, что ее купила другая хорошая фирма, а вы там уже не нужны. Что ты будешь делать?

Д.Ю. Так жизнь устроена.

Клим Жуков. Тут третий момент, который хотелось бы отметить. Который является прямым следствием первых двух. Откуда у нас берется преступность в широком смысле?

Д.Ю. “Работать не хочу, а хорошо жить хочу“.

Клим Жуков. Работать бессмысленно. Нужно 755 тысяч, а заработать можно физически 600.

Д.Ю. Любой уголовник это тебе расскажет в течение трех секунд, что работать никакого смысла нет. Первый мой товарищ, который съездил в США, оттуда тут же вернулся. Изрек два тезиса. Первое, что жить там можно только в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе. Там нормально, смешение наций, стилей, народов. Шаг в сторону, в какую-то псевдо сельскую местность, что-то ты только сделал не так и вокруг уже десять человек в клетчатых рубахах: “Что вы тут себе позволяете?” Ничего нельзя. Наш привычный стиль жизни там вести невозможно.

Клим Жуков. Нельзя прекрасно выйти на даче, “хлопнуть“ стакан водки...

Д.Ю. Включить музыку и всякое такое. Это исключено. А второе, что: “Хорошо живут там только Мадонна, нейрохирурги и другие люди подобных специальностей. Здесь, в России, простор гораздо больше. И вообще интереснее“. Это были свирепые времена, когда этот самый товарищ мог проплясать за неделю семь тысяч долларов, когда у меня зарплата была 26. Там делать нечего потому, что оно все находится в достаточно жестких рамках. Социальные лифты, они для кого?

Клим Жуков. Для социальных лифтеров, которые к ним доступ имеют.

Д.Ю. На мой взгляд, это для людей определенного склада. Не все способны к организации и продвижению бизнеса. Не все способны к научным открытиям. Основная масса: “Я учитель в школе и мою машины”. А там все структурировано, загнано в определенные рамки. Меня когда привезли в город Сан-Франциско: “Посмотри, какой город Сан-Франциско”. Естественно в центре. Когда в Питер привозят, тоже везут на Дворцовую площадь. Красота. Ну, и там тоже красота. Не такое как в Питере, но очень красиво. Домики аккуратные, красивые, но очень маленькие. Это все-таки центр города. Внутрь меня никто не звал, я снаружи смотрел. У каждого маленький садик. Видно, что какие-то дизайнеры растения располагают, выращивают. Красоты нечеловеческой. Сан-Франциско на типичные американские города не сильно похож. Очень красиво. Мост. Учитывая, что это в 1930-х годах построено. Тюрьма Алькатрас. Я немедленно посетил. Это образцово-показательное заведение. А потом мы поехали в город Лос-Анджелес, мы оттуда на автобусах ездили. За рулем сидел негр. “Как тебя зовут?” Негр сказал: “д’Артаньян”. Мы напряглись, он тут же показал документ. Дальше д’Артаньян повез нас на север. Мы пытались убедить д’Артаньяна, что нам на юг надо. “Навигатор показывает на север”. Тогда навигаторы были другого качества. Через полчаса только д’Артаньян согласился. Развернулись, доехали. А в пути когда останавливались, он брал путевой лист, транспортир и что-то чертил. Говорю: “Что это у тебя?” - “Расход топлива считаю”. Я это к чему? Как только мы поехали обратно и, проехав мимо центра, заехали в тамошнее Купчино, таунхаусы. Вот в таких домиках я был. Тем, кому не нравятся “хрущевские” дома, сходите, посмотрите. “Хрущевские” дома, это верх градостроения с полной заботой о гражданах. Здесь единственный отличительный момент, что у тебя отдельный вход. А там такая же конура, даже хуже. А перед ними стоят автомобили американцев. Я молчу про “Mercedes“ и “BMW“, там нет таких машин вообще. Машины американские. Стоят они копейки. Там натурально ведра. Может быть, это и есть конкретика как вы живете. Не рассказы в кино. Вот дом, в котором обычный обыватель живет. Автомобиль, на котором он ездит. “Вот здесь посмотри как у нас красиво”. - “А это?” - “Мы туда не ходим”. А там, между прочим, люди живут. У них там проблемы. Страдают, мучаются, а проблемы не решаются. Как мы видим на примере Уолтера Уайта. Многие думают, что бесплатная медицина решает все проблемы. Тут я бы сказал, что как только накроет серьезная болезнь, которая не входит в рамки лечения простуды, то и у нас в былые времена все это было крайне тяжело. Вроде тебе все положено бесплатно, а его нет. Можно только купить. Но вот такого... Где столько взять? Если все это дают в кредит, как расплатиться?

Клим Жуков. Самое ужасное, что это без всяких гарантий. Расплачиваться с огромной долей вероятности будешь не ты, а твои дети. Они несовершеннолетние, а кое-кто еще не родился. И вот он родится, а у вас от папы остался кредит. Вы себе еще ничего заработать не успели, а уже должны. А это называется готовая мобилизационная база для рекрутирования в ряды организованной, и не очень организованной, преступности. Не факт, что каждый будет делать так, как Уайт. Но кто-то будет. Это вечная база для создания преступников. “Такая система меня не устраивает. Я поменять ее не могу, но могу из нее выйти”.

Д.Ю. Там этот Туко, например. Туко смело берет два килограмма. Потому, что совершенно спокойно их реализует. Соответственно, есть рынок для продажи. Там база со всех сторон есть.

Клим Жуков. Это мне напомнило известную историю, которая прогремела в прошлом году. С 400 килограммами свежего кокоса в аргентинском посольстве Российской федерации.

Д.Ю. Недавно 10 тонн еще задержали.

Клим Жуков. 400 килограммов, это такого размера партия, что ее потребить самостоятельно с друзьями невозможно. Это такого размера партия, что у нее есть сеть распространения. 400 килограммов ты просто так не продашь. Это грузовик небольшой. Это значит, что ты не первый раз это делаешь. У тебя есть наработанный канал и наработанная сеть сбыта. То есть, ты везешь то, что гарантированно продастся. Пробные партии всего, чего угодно, они вот такие.

Д.Ю. Я давно отошел от дел. Я не знаю, сколько город Москва ежесуточно подобных веществ потребляет. Много.

Клим Жуков. Я говорю, что это кто-то должен вручную куда-то отнести и отдать кому-то из рук в руки, поменяв на дензнаки.

Д.Ю. Пошел в кино, позвали на премьеру. Там московский бомонд. Я на них смотрю. Этот такого толка гражданин, этот такого. И что между ними общего? Я понять не могу. Они не могут дружить. Спросил у приглашающего: “Что свело их вместе?” На что он сказал: “У одного дилера закупаются”. Я смеялся. Если 400 килограммов везут, наверное... Опять-таки, это не на полгода, не на год. Ничего не слышал, что там с кем стало.

Клим Жуков. Замяли. Учитывая, что это оказалось в посольстве. Вы туда не зайдете. У вас шнурки, если надо, проверят в этом посольстве. А это 12 чемоданов здоровенных. Значит, их туда кто-то носил. Потом выносили. На это смотрела охрана. Это посольство. Это официальное представительство правительства Российской Федерации. В общем, сериал “Во все тяжкие” заставляет задуматься о многом. Я про хорошие фильмы даже не слышу никогда. Так получилось, что я начал его смотреть, когда он полностью вышел. Я, пока смотрел первый сезон, о многом непрерывно думал. Я подумал, что фильм мало того, что интересный, еще и полезный. Семь серий, а уже столько поднято проблем. Столько освещено тематик, которые интересны лично мне.

Д.Ю. Спасибо, Клим Александрович.

Клим Жуков. Товарищу Крэнстону, Винсу Гиллигану и всем прочим.

Д.Ю. Кино можно посмотреть в правильно переводе Гоблина. Деньги занести можно вон там. Ну, и вообще. Следом второй сезон.

Клим Жуков. Да. На два разобьем приема. За раз не осилить.

Д.Ю. Да. До новых встреч.

Добавить комментарий