Партийным лидерам ничто людское не чуждо, они любили праздники, по-своему готовились к ним, соблюдали свои традиции и обычаи, в том числе в праздновании Нового года. Кто-то из руководителей старался отмечать скромно, по-домашнему, кто-то устраивал гуляния, а кто-то в этот день был на рабочем посту и трудился на благо государства.

Владимир Ильич Ленин — атеист, отмечавший Рождество.

У жителей СССР было сформировано четкое представление о том, что Владимир Ильич очень любил Новый год. Это во многом было обусловлено тем, что его изображение фигурировало на большинстве советских открыток — Ленин у елки, Ленин с детьми, украшающими лесную красавицу. 

Документальных сведений об участии Ленина в новогодних мероприятиях практически не сохранилось. Благодаря Бонч-Бруевичу нам известная такая история: в канун Рождества Владимир Ильич с товарищами поехал в лесную школу в Сокольники. По дороге на автомобиль напали бандиты, высадили пассажиров из машины, отобрали у Ленина и его спутника оружие и скрылись на партийной машине. Оставленные на пустыре, вождь и его товарищи пешком добрались до местного сельсовета, там по телефону вызвали резервный автомобиль и на нем доехали до лесной школы. То, что несколькими часами ранее было совершено разбойное нападение, казалось ничуть не омрачило настроение вождя. Вот что приводит в своих воспоминаниях Боне-Бруевич:

«Владимир Ильич совершенно углубился в дело детского праздника… Дружный смех и шутки переливались по залу. Владимир Ильич радостно смеялся и, казалось, он забыл всё на свете…» «Что же это мы все стоим?— спросил он у детей. — Даром теряем время!.. Сейчас давайте водить хоровод вокруг ёлки, петь будем, а потом в кошки-мышки….»

На Рождество 1924 года — не в Новый год, а именно в православное Рождество — Ленин участвовал в празднике в Горках, куда на елку были приглашены крестьянские детишки из окрестных деревень. Будучи убежденным атеистом, Ленин был отнюдь не против того, что в его доме праздновалось Рождество: он считал ненужной крайностью борьбу с внешней религиозной обрядовостью, зачастую ставшей просто элементом культуры и быта.

Иосиф Виссарионович Сталин — отмена и ренессанс новогодних торжеств.

Во второй половине 20-х годов елки были признаны буржуазным пережитком и осуждены, как часть религиозного культа.
Все изменилось в 1935 году. 28 декабря «Правда» публикует заметку партийного функционера Павла Постышева с призывом организовать «к Новому году детям хорошую елку!»:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, Дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?» — писал он. 

Сталин отмечал Новый год по-разному, часто на работе. Но есть и свидетельства о том, что вождь позволял себе расслабиться, садился во главе стола и наслаждался отдыхом и общением со своими гостями. 

Кроме того, при Сталине кремлевские новогодние приемы снова получили размах. Именно «отец народов» ввел обычай устраивать широкие гулянья с приглашением артистов. При нем в Кремле выступали его любимые певицы: Вера Давыдова, Валерия Барсова, Наталия Шпиллер.

Сталин любил устроить «второе отделение» праздничного концерта, когда члены Политбюро и приближенные не расходились, а артисты выступали не со сцены, а перед столами. Об одном из таких вечеров вспоминал Аркадий Райкин:
«Сталин усаживает меня перед собой. Около трех часов, я сижу напротив него. По одну сторону от него - Молотов, по другую - Микоян и Каганович. Ворошилов провозглашает тост за великого Сталина. Сталин не реагирует. Следующий тост произносит сам, глядя в мою сторону: «За талантливых артистов, вот вроде вас!»
Особенно любил Иосиф Виссарионович знаменитого тенора Ивана Козловского, которого приглашали обязательно.

При этом в частной жизни Новый год Сталин встречал очень скромно. Сестра первой жены Сталина Мария Сванидзе вспоминает, как отмечали праздники в ближнем кругу вождя: «Праздновали день рождения Иосифа (21 декабря). Масса гостей, нарядно, шумно, танцевали под радио, разъехались к 7 утра. Встречали Новый год у Иосифа. Члены Политбюро с женами и мы - родня. Вяло, скучно. Все было более скромно, чем 21-го, думала, будет наоборот».

Кстати, именно во время правления Иосифа Виссарионовича макушки елок стали венчать остроконечные звезды, а у Деда Мороза появилась внучка Снегурочка.

Добавить комментарий