Во главе прусского войска стояли очень старые генералы. Но одновременно обладающие огромным опытом ведения войны. Главнокомандующий, "Чёрный герцог" Фридрих Вильгельм Брауншвейг-Вольфенбюттельский, был воевал ещё в Семилетнюю войну, в ходе которой нанёс ряд чувствительных поражений французам. Он командовал прусской армией и в ходе Революционных войн 1792-95 годов, и вновь показал себя с лучшей стороны, за исключением решающей битвы при Вальми.

Справедливости ради стоит заметить, что поражение при Вальми вполне возможно стало следствием щедрой взятки, а не военной неудачи. В пользу этой версии говорит тот факт, что при описи имения Герцога, которая состоялась после его смерти, там были найдены драгоценности, ранее принадлежавшие французскому Королю.

Главная проблема Герцога заключалась в том, что он стоял между Королём и представителями "Партии войны", состоявшей из генералов, возмущённых осторожной позицией Герцога относительно шансов Пруссии в открытой конфронтации с Наполеоном.

Сама прусская армия в начале кампании была распределена по территории страны. Она очень медленно собиралась в единый кулак, и была по прежнему в стадии формирования, когда французы обрушились на неё всей своей мощью в 1806 году. Армия насчитывала 200 000 отлично подготовленных солдат. Поистине, в Европе на тот момент лишь одна армия могла похвастаться лучшей подготовкой - французская.

Структурно она ничем не отличалась от любой другой старорежимной армии. Полки распределялись между создаваемыми перед началом кампании бригадам.

Прусская кавалерия считалась одной из лучших в Европе. У них были отличные лошади, а всадники отличались храбростью и умением. Единственное, чего им недоставало, так это умения налаживать эффективное взаимодействие между эскадронами для совместной атаки.

 

Пехотинцы, заслужившие огромное уважение в годы войн Фридриха Великого, сохраняли исключительный уровень дисциплинированности, каким славились их предки. Кроме того, прусский пехотный батальон обладал умением вести ураганный огонь на протяжении всего боя (по крайней мере, до тех пор, пока не заканчивались патроны). Это означало, что когда французы и пруссаки начинали перестрелку, она обычно заканчивалась огромными потерями для обеих сторон.

Огромным недостатком прусской армии была нехватка лёгкой пехоты. Этот провал в тактической доктрине проявил себя во всей мрачной красе, когда прусские линейные батальоны встречались на открытой местности с отрядами французских лёгких стрелков, имевших большое преимущество в скрытности.

Разумеется, когда прусские фузилеры имели возможность стрелять из укрытий, например, из леса, французская лёгкая пехота либо отходила в спешке, либо оставалась лежать где стояла. Но беда была в том, что прусские командиры неохотно использовали деревни или леса в качестве укрытий, предпочитая выводить войска в чистое поле, где в полной мере могла проявить себя убийственная скорострельность прусской пехоты.

Другой проблемой была артиллерия, по большей части состоявшая из безнадёжно устаревших орудий. Они стреляли куда хуже французских пушек, и, что ещё хуже, были гораздо тяжелее, что убивало маневренность. Французские артиллеристы раз за разом подавляли прусские батареи, оставляя вражескую пехоту без огневой поддержки.

 
Принц Людвиг Фридрих Христиан, краса и гордость прусской аристократии, погиб 10 октября в битве при  Заальфельде
Принц Людвиг Фридрих Христиан, краса и гордость прусской аристократии, погиб 10 октября в битве при Заальфельде

Прусский Генеральный штаб состоял из пожилых генералов, повидавших множество битв, и считавших, что никто не разбирается в том как вести войну лучше них. В этом он был абсолютно похож и на австрийский, и на русский и на любой другой штаб старорежимной армии той эпохи.

На тот момент лишь французская система управления войсками эволюционировала значительным образом со времён Семилетней войны. И не удивительно, что остальные страны по ходу войны приняли на вооружение наполеоновскую модель ведения войны.

И даже хвалёная прусская штабная система 19 и 20 века выросла прямиком из поражений 1806 года, так же как армии Бисмарка и Кайзера по большей части являются потомками армии Наполеона, а не Фридриха Великого.

Продолжение следует...

Все главы истории Наполеоновских войн

По материалам книги Тодда Фишера "Наполеоновские войны. Возвышение Императора"

 

Добавить комментарий