Он с легкостью сокрушал соперников Руси, принуждал Византию к уступкам и внезапно на вершине своей славы угодил в ловушку, расставленную печенегами. 


Официальная российская историография недолюбливала Святослава. О нем мало достоверных сведений. Он проигрывает в сравнении с Владимиром Святым и Ярославом Мудрым. 

Святослава пытались поместить в разряд легендарных героев, а не реальных правителей. Тенденция прослеживается ещё с летописей. Подвигов князь совершал много, но как-то бессистемно. А смерть его была нелепой – поехал с малой дружиной в Киев – попал в засаду к печенегам. 

Святослав был сыном киевского князя Игоря и княгини Ольги. Родился около 942 года. В эти времена наследника отдавали на воспитание старшим дружинникам. Маленький Святослав жил у одного из самых видных воинов – Асмуда. Учил его известный воевода Свенельд. Оба были варягами. Образование было лишено какой-либо науки. Молодой княжич должен был уметь обращаться с оружием, сидеть на коне, считать своих и чужих дружинников. А писать и читать необязательно. Знания о дальних странах приходили сами собой, из рассказов о походах и сражениях. 

В своем первом сражении княжич участвовал в 3 года. Ольга мстила древлянам за убийство Игоря. Бой начал символическом броском копья Святослав. Если верить летописи, он уже самостоятельность держался на коне и смог кинуть облегченное копье на пару метров в сторону противника. 

В 964 году возмужавший Святослав отправился во главе большого войска в свой первый настоящий поход на Волгу, против вятичей. Войны не случилось, вятичи предпочли признать власть Киева и пропустили Святослава к Волге. Вместо дани княжич требовал воинов для своего войска. На самом деле его целью была Хазария, которая препятствовала торговле с Византией. 

Выбрав каганат целью похода, Святослав, скорее всего, шел на поводу у своей матери Ольги. Она была заинтересована в торговле с Византией. Ещё в 955 году она приняла христианство и была фактической правительницей государства. Святослав отвергал предложения матери о крещении: «Чтобы дружина на смех не подняла». 

Князь не мешал принимать византийскую веру дружинникам, но нещадно глумился над ними. Естественно, что воины, сохранившие верность язычеству, следовали его примеру. Деяниями Ольги в Киеве увеличивалось число христиан, крестился даже воевода Свенельд. Святослав был вынужден уважать мать и начать войну с врагами Византии. 

Святославу было известно, что на помощь Хазарии готова прийти Волжская Булгария. Русское войско развернулось и нанесло удар по Булгарии. После победы Святослав обратил своё оружие против хазар. Некогда могучее государство развалилось как карточный домик. Святослав вернулся в Киев, овеянный славой и обожаемый своей дружиной. Следующее несколько лет он потратил на походы в недавно покоренные земли. Он считал хазар и булгар совершенно бесполезными в своем войске. Поэтому он оставил после себя выжженную землю, чтобы не опасаться удара в спину. 

В 966 году вспыхнула война между Византией и Болгарией. Святослав не видел перспективы в экспансии на восток и юго-восток. Когда он разгромил булгар, то получил славу и добычу, но более ничего. Степи сразу заполнились печенегами, а подчинить кочевников было невозможно. На западе, в землях болгар, стояли крупные города, в которых население было схожим с русичами по своему этническому составу. Поэтому византийские послы, прибывшие к Святославу, были приняты как дорогие друзья. Император Никифор Фока прислал в подарок молодому князю 455 кг золота. А взамен попросил совершить набег на территорию Дунайской Болгарии. 

Эта страна переживала не лучшие времена. Император Византии понимал, что нельзя упускать момент. Болгария могла вновь набраться сил и продолжить давление на Византию. Возник план ослабления врага чужими руками. А Святослав только и ждал такого предложения. 

Десятысячное войско выступило из Киева, усиленное ополчением. Русичи сплавились по Днепру, вышли в Черное море и скоро оказались в болгарских пределах. Для болгарского царя Петра это оказалось неожиданным. Он выставил войско, которое почти вдвое превосходило силы Святослава, но оно было разбито. Тогда Петр обратился за помощью к прежним врагам византийцам, обещая всевозможные уступки. Но это не помогло. Вскоре царь, его сын и наследник Борис оказались заложниками Святослава. 

Казалось, что договор выполнен. Но русичи не думали возвращаться к себе, встали лагерем у Переяславца на Дунае. Как писали византийские хронисты, ещё во время переговоров в Киеве греческий посол Калокир заключил со Святославом секретное соглашение: русский князь помогает отобрать византийский трон у Никифора Фоки, а взамен получает все Болгарское царство. В ожидании выступления византийской оппозиции и остановился Святослав. 

Но в Константинополе что-то проходило не так. Противники Никифора Фоки медлили с выступлением, а сам император не понимал: что ещё нужно русичам? 

Никифор решил «поторопить» русичей, натравив на Киев печенегов. Узнав об осаде своей столицы, Святослав с конной дружиной поспешил на родину. Но масштабы бедствия были преувеличены. Ольга прекрасно организовала оборону, собрав большое ополчение. Появление Святослава было огромной неожиданностью для печенегов. Они были разбиты. Стало ясно, что византийцы «подставили» их. Киевский князь даже заключил со степняками союз. 

Византийцы начали раздувать остывшее болгарское сопротивление. Воевода Святослава был осажден их войском в Преславе Малом. Никифор Фока пообещал болгарам, что поддержит их военной силой, как только у русичей будет отвоевана хотя бы одна сильная крепость. Воевода выдержал осаду, а вскоре появился Святослав на болгарской земле. 

Во время его пребывания в Киеве умерла Ольга. Теперь князя ничто не удерживало от построения новой державы. Она должна была протянуться от Каспия, Белой Вежи (отобранной у хазар) и Тмутаракани до Балкан. Столицей Святослав собирался сделать город Переяславец на Дунае. 

Такой поворот событий означал крах внешнеполитического курса Никифора Фоки. Военные не могли простить, что вместо относительно слабой и христианской Болгарии, он своими руками создал сильное в военном отношении и языческое государство. Кузен Никифора, популярный полководец Иоанн Цимисхий произвел переворот, убил его и занял трон. Святослав пытался напомнить о договоре. Но Цимисхий сделал вид, что впервые о нем слышит. Однако князь рассчитывал удержать завоеванное и без согласия Византии. Вся Болгария была занята его войска, последняя попытка царя Петра оказать вооруженное сопротивление закончилась полным разгромом. Новый правитель – Борис – признал себя вассалом Святослава. 

Князь решил ударить первым. Он заставил болгар выставить крупное войско, собрал все свои силы, заручился союзом с венграми и печенегами. На Византию двинулась огромная армия. 

Святослав взял Филиппополь и устремился к Адрианополю, который был последним препятствием на пути к Константинополю. Византийцы действовали хитростью. Печенегов, чрезмерно увлекавшихся грабежом, заманили в ловушку и разгромили. Степняки бежали в свои равнины и возобновили союз с греками. Венгров удалось подкупить. С болгарами русичей рассорили, распуская слухи о жестокости дружинников Святослава. Вскоре Иоанн Цимисхий вступил в переговоры с русичами. Он предлагал через послов уплатить дань, но на самом деле выведывал каковы силы противника. 

Святослав потребовал дани на 22 000 воинов. Император не собирался платить. Он собрал вдвое превосходящее войско и под Адрианополем нанес Святославу поражение. Хотя он разбил только авангард русичей, им все равно пришлось отступать в Болгарию. Но и у византийцев начались трудности. Против Цимисхия восстал военачальник Варда. До 971 года ему пришлось решать внутренние дела, а только потом смог пойти на Балканы. Болгары, недовольные союзником, покинули Святослава. Инициатива оказалась на стороне греков. 

Они избегали генерального сражения, маневрировали и перетягивали на свою сторону болгар. Святослав разделил свои силы, чтобы контролировать страну. Свенельд оказался осажденным в Преяславце и был вынужден отступить на соединение со Святославом. Византийцы собрали все силы в кулак, перебросили войска из других частей империи, заключив мир с арабами и повстанцами Варды Фоки. Теперь они были готовы к встрече с основными силами русичей, но Святослав избегал открытого боя. 

Его теснили со всех сторон, Святослав оказался запертым в осажденном Доростоле. Несмотря на ожесточенные атаки, никак не получалось прорвать осаду. Три месяца продолжались бои. Потери с обеих сторон были велики. В конце концов Цимисхий подтянул к Доростолу флот, вооруженный греческим огнем, и Святослав согласился на мирные переговоры. К миру и отступлению его склонила собственная дружина и в первую очередь – Свенельд. 

Мир был заключен осенью 971 года. Святослав отдал Цимисхию половину Болгарии и пообещал больше не воевать с Византией. За это он получил свободный проход в свои земли, продовольствие и заверение о вечной дружбе. 

Поздней осенью Святослав добрался до устья Днепра, где решил зимовать с малой дружиной и раненными воинами. Воевода Свенельд с большой армией отправился сразу в Киев. Всю зиму Святослав с дружиной страдали от нехватки продовольствия и дурной погоды. Весной 972 года двинулись домой по Днепру. В районе порогов поредевшую дружину атаковали печенеги. Почти все воины, включая Святослава, полегли в бою. Из княжеского черепа печенежский хан Куря сделал чашу. 

Традиционно в атаке печенегов обвиняют византийцев. Император понимал, что Святослав вернётся с более сильной дружиной, а ещё сделает выводы о причинах своего поражения. Его погубила наивность. Он захватил Болгарию и попытался сразу интегрировать её в свою державу. А надо было сначала разбить сильного соседа, пока ещё тот не собрался с силами.

Добавить комментарий