17 января 1960 года баржу Т-36 унесло от Курильского острова Итуруп в открытый океан в эпицентр мощного циклона. На судне находились всего четыре человека: сержант Асхат Зиганшин, рядовые Иван Федотов, Анатолий Крючковский и Филипп Поплавский. Все четверо — молодые 20-летние парни. Команда занималась погрузочно-разгрузочными работами. Сама баржа абсолютно не была приспособлена к дальним плаваниям.

Её сильным ветром вынесло в открытый океан. Топливо быстро кончилось, управлять баржей было невозможно. За борт смыло дрова, масло, сорвало антенну, к тому же судно получило пробоину. Первое время команда практически не спала: пыталась откачивать воду и заделывала пробоину. Но самое страшное было совсем другое. Продовольствия и воды на судне практически не было. На четверых два ведра картошки, банка тушёнки, немного крупы и несколько пачек «Беломора». По сути двух-трёхдневный запас.

На берегу все эти испытания были видны, но помочь барже было тогда невозможно: бушевал шторм. Стали искать, как он стих. На берег вынесло некоторые вещи, командование решило, что экипаж погиб, сообщили семьям, что парни пропали без вести. Всё это время они боролись со стихией и голодом.

Воду брали из системы охлаждения двигателя, к тому же выручали частые дожди. С питанием было сложнее. Варили похлёбку: ложка тушёнки, пара пахнущих мазутом картофелин, самая малость крупы. Каждый день скалывали лёд с бортов, выкачивали воду. Когда закончилась и эта еда, стали варить кожаные вещи. Была договорённость: кто останется последним в живых, перед смертью опишет, как погибал экипаж Т-36.

7 марта 1960 года экипаж был спасён. Их заметили американские лётчики в тысяче миль от острова Мидуэй. Баржа, которая по всем инструкциям не должна отходить от берега дальше 300 метров, преодолела более половины расстояния между Курильскими и Гавайскими островами. Американцы были в шоке, они совершенно не представляли, как на корабле можно было плыть в открытом океане. К тому же их шокировал сержант Зиганшин, сказавший: «У нас всё нормально, нужно топливо и продукты, и мы сами доберёмся домой». Только нормально не было: команда буквально умирала от истощения.

Первые вести о спасении четвёрки в СССР были встречены настороженно: постоянная привычка ждать каких-либо провокаций сделала своё дело. Но когда стало ясно, что это не провокация и американцы спасли настоящих героев, ситуация изменилась. Сам руководитель Советского государства Никита Хрущёв прислал им приветственную телеграмму. Дома их встретили как героев. Все были награждены орденами Красной Звезды, про них сняли фильм, было написано несколько книг. Американцы остались от них в восторге, отмечая после пресс-конференций, что молодые советские парни в ужасной ситуации не потеряли человеческий облик, не озверели, не скатились до каннибализма.

Добавить комментарий