Мы продолжаем наш цикл, посвященный боевой истории христианского духовенства. Трофим Куцинский был священником Полоцкого мушкетерского полка и до осады Измаила успел поучаствовать в походах в Крым, был свидетелем взятия османских крепостей Очакова, Кинбурна и Бендеры.

Во время штурма Измаила Полоцкий полк под командованием полковника Яцунского участвовал в штурме Бендерских ворот. В ходе ожесточенного боя, переросшего в рукопашную, русские солдаты остановились у ворот. С тыла на них напал турецкий отряд, который прошел через подземный ход. Чтобы деблокировать своих на помощь был брошен полк Яцунского и казаки Платова.

Вскоре Яцунский был смертельно ранен и "полочане" дрогнули. И тут штурм возглавил Трофим Куцинский. По свидетельству Потемкина, который писал Екатерине Великой: «Полоцкого пехотного полка священник Трофим Куцинский, во время штурма Измаильского ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жесточайшем сражении. Крест Господень, который он яко знамение победы для воинов носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею».

По другим источникам, священник ободрил солдат криком "Здесь ваш командир!", первым залез на стены и не покинул поле боя, получив пулю в бедро.

В знак признания его заслуг Суворов поручил ему освятить Малую мечеть в честь Святого Спиридония, в день которого русские победили. Отдельно Суворов отметил в письме к князю Потемкину «…Сегодня у нас будет благодарственный молебен… Его будут петь Полоцкий поп, бывший со крестом пред сим храбрым полком».

Ходатайство Потемкина привело к тому, что Екатерина поспособствовала тому, что Куцинский был возведен в чин протоиерея, получил 500 рублей и ежегодный пожизненный пенсион в 300 рублей. Кроме того ему был пожалован Георгиевский крест на ленте, осыпанной бриллиантами, таким образом он стал первым священником - георгиевским кавалером.

Он продолжает службу в войсках, но бурный нрав и неспокойный характер привели к тому, что уже при Павле он впутывается в весьма неприглядное судебное дело и лишается пенсиона. По некоторым данным Куцинский уехал из России и его впоследствии якобы видели в рядах греческих отрядов, восставших против османского владычества.

Глеб Таргонский

Добавить комментарий