Несомненно, Бисмарк был крупнейшим государственным деятелем и дипломатом Германской империи — он сделал все, чтобы сделать из молодого государства сильное и мощное. Ему удалось объединить Германию – сделать то, что не удавалось сделать много веков до этого, подготовить (да, именно подготовить) и реализовать 3 успешные войны.

Когда основной вопрос был решен – образована Германская империя, Бисмарку пришлось заниматься внутренними делами.

Во внутренней политике в качестве главного противника Бисмарк выбрал себе католическую партию центра, борьба с которой вошла в историю под названием «борьба за культуру» или же «культуркампф». Бисмарк целенаправленно преследовал эту политическую партию, проводил репрессии против католиков. Почему он боролся с ней? В нее вошли, в основном, жители южных районов Германии – Баварии, Рейнских провинций, жители польских земель. Католический центр отстаивал децентрализацию управления, то есть он выступал против централизаторской политики германского государства.

Но партия имела очень широкое представительство, ее социальный состав был невероятно пестрым. Здесь были помещики-католики, буржуа-католики, рабочие-католики, крестьяне католики, ремесленники-католики. Партия была связана с Ватиканом. Когда Бисмарк стал проводить реформы, то эта политическая партия стала выступать против того, чтобы все нити управления находились в Берлине, и в частности в руках Бисмарка. Он провел большое количество реформ, чтобы ограничить власть церковников и уменьшить мощь партии центра.

Но в 1878 году в его политике происходит резкий перелом. Вторая половина его канцлерства прошла под знаком примирения с католической партией, отмены законодательства культуркампфа, восстановлением дипломатических отношений с Ватиканом (Бисмарк даже был награжден католическим орденом).

Почему это произошло? Зачем Бисмарку нужно было так долго бороться, чтобы потом пойти на попятную? Главной причиной смены политики было то обстоятельство, что у него появился еще более мощный противник, чем католическая партия центра. Это была германская социал-демократическая партия, которая до середины 1870-х годов не представляла большой угрозы для Бисмарка. Но в 1875 году, когда 2 левые партии объединились, и новая объединенная начала при каждых выборах в рейхстаг увеличивать свое представительство, перед Бисмарком нависла угроза, ведь идеи социал-демократов он, конечно, совершенно не поддерживал. Бороться с социал-демократами без поддержки католической партии центра он не мог, так как она была самой многочисленной партией Германии.

В 1878 году Бисмарк внес на рассмотрение рейхстага исключительный закон против социал-демократов. Причинами стало покушение на императора. Стоит отметить, что социал-демократы никакого отношения к нему не имели, но Бисмарк просто воспользовался удобной ситуацией. Он спонтанно заявил о том, что социал-демократы повинны в этом, и внес законопроект на рассмотрение в рейхстаг. В рейхстаге развернулась борьба по поводу этого закона. Национал-либералы выступили против принятия этого закона. Против него выступила католическая партия центра. И первоначально проект закона был отклонен.

Тогда Бисмарк вынудил императора распустить рейхстаг и провести новые выборы. Неизвестно, что произошло бы в новом созыве, если бы не очередное покушение на кайзера. Бисмарк опять обвинил в нем социал-демократов, под пытками выбив у преступника признание в принадлежности к левой партии.

Тогда 19 октября 1878 года рейхстаг утвердил исключительный закон против социалистов, который просуществовал в Германии вплоть до 1890 года, до отставки Бисмарка.

Некоторые исследователи считают, что данный закон преследовал цель сохранить главенство Пруссии в составе Германской империи. Он запрещал социалистические и социал-демократические партии и организации, их деятельность. Этот закон повлек за собой возникновение множества необоснованных обвинений против социалистов и их преследование.

Бисмарк 9 октября 1878 года обосновывал в своем выступлении:

«Я позволил себе еще при первом чтении заметить, что я содействую каждому стремлению, направленному на улучшение положения рабочих ...Если бы от социал-демократов поступило какое-либо конструктивное предложение о новом устройстве общества, при котором положение рабочих стало бы лучше, я не уклонился бы от него. Однако как обстоят дела на самом деле? Уже 11 лет у нас есть преимущество заседать вместе с социал-демократами.. .Но в их длинных речах - только идеи отрицания, подрыва, свержения, нет ни одной положительной мысли, проекта на будущее ...Я полагаю, что знаю, почему господа социалисты молчат о том, как они хотят устроить мир в будущем. Просто они не знают этого».

В первые же недели были запрещены 45 из 47 органов печати социал-демократов, закрыто 16 типографий, а полиция ввела малое осадное положение в Берлине – из столицы были высланы многие активные деятели партии. Распускались профессиональные союзы, культурно-просветительные и кооперативные рабочие организации, их имущество конфисковала полиция. Повсеместно запрещались рабочие собрания. Начался период жесточайших гонений на германское рабочее движение. Но Марк и Энгельс, не растерявшись, настояли на том, чтобы социал-демократы просто на время ушли в подполье, наладили выпуск заграничного органа партии, продолжали активную работу.

Несмотря на репрессии против рабочих организаций СДПГ смогла не только восстановить прежнюю численность, но и прибавить. Подъём стачечного движения и рост количества голосов, поданных за социал-демократических кандидатов на выборах в рейхстаг (с 493 тыс. в 1877 г. до 1 млн. 427 тыс. в 1890 г.), показали невозможность помешать развитию рабочего движения посредством репрессий. В 1890 году правительство было вынуждено отказаться от дальнейшего возобновления закона. Это было большой победой социал-демократов.
 

Добавить комментарий