Сто лет назад жители Казани прятались в подвалах или разбегались кто куда, только заслышав звуки моторов в небе. Самолеты с черными звездами вылетали на бомбардировку города, захваченного 7 августа 1918 года частями Народной армии Комуча и чехословацкого корпуса. В городе при этом были устроены расправы: расстреляны руководитель обороны города Яков Шейнкман, чрезвычайный комиссар по продовольствию в Поволжье Мулланур Вахитов, также расстреляли попавших в плен красногвардейцев 5-го Латышского полка.

Кроме того, в руках белых оказался большой авиапарк: 46 аэропланов (правда, с большим количеством устаревших и разукомплектованных машин). Однако, красные военлеты сумели вывезти часть аэропланов по железной дороге.

Порядок на Чехословацком фронте приехал наводить Троцкий. Прибыв в Свияжск назначил новым комиссаром авиации Константина Акашева (первого главкома авиации с декабря 1917 по май 1918). Вместе с Акашевым под Свияжск прибыли военные летчики и аэропланы. У белых в это же время были существенные проблемы. В местных газетах они призывали население сдавать на нужды армии бинокли и револьверы…

Вечером 16 августа десять аэропланов вылетели на бомбардировку Казани. Командованием красных приказано было «бомбить городские кварталы, избегая рабочих окраин». Белые авиаторы тоже не оставались в долгу: через два дня самолет Народной армии сбросил бомбу на штабной ж/д состав Троцкого (правда, промазали, бомба угодила в болото).

Здесь же под Казанью случился и первый воздушный бой Гражданской войны: три аэроплана красных вылетели на перехват трех белых аэропланов, которые отбомбились по Романовскому ж/д мосту через Волгу. Белых догнал лишь один истребитель, пилотируемый летчиком Иваном Павловым. Он обстрелял вражеский «Ньюпор», но тот сумел уйти на свою территорию. Мост после бомбежки не пострадал.

24 августа Красная авиация понесла первые свои потери в Гражданской войне: из-за неисправности при возвращении с бомбардировки разбился «Фарман». Экипаж: летчик Сметанин и летный наблюдатель Мезбах погибли. Сметанин воевал еще до падения Казани: вылетал на разведку в первых числах августа и сумел эвакуироваться 7 августа из Казани.

Красная авиация спасла 5-ю армию 28 августа. Белочехи неожиданным ударом прорвали фронт и заняли станцию Свияжск всего в 2 км от аэродрома и штаба армии. Летчик Левитов взлетел на глазах у белых и направился в штаб 4-го латышского полка (связи с которым не было), в результате чего полк по тревоге выдвинулся на помощь. Имя второго взлетевшего пилота неизвестно. Предполагают, что им мог быть либо Иван Павлов (кавалер трёх орденов Красного Знамени, первый из которых он получил за Казань), либо Феликс Ингаунис (впоследствии участник дальних перелетов в СССР). Из воспоминаний ротмистра Корженко: «По полю, расположенному перед станцией Свияжск, бывшему на виду наступавшего отряда и служившему аэродромом для красных, стал разбегаться большевистский самолет, прямо в сторону отряда и, не забирая высоты, подлетел к цепи и стал обстреливать ее из пулемета. Впечатление было самое отвратительное и солдаты не выдержали, побежали. Бой был проигран и положение восстановить не удалось».

В этот же день белые потеряли один из лучших своих аэропланов. Газета «Народная жизнь»: 
«28-го сего августа огнем наших зенитных батарей и беспорядочным огнем пулеметным и ружейным - пехотных частей в самом городе сбит наш же лучший аэроплан. На аппарате были ясно видимые знаки отличия - георгиевские ленты. 
Во избежание таких же печальных случаев в будущем приказываю: 
1) всем зенитным противо-аэропланным взводам, равно как и всем орудиям, которые могут вести огонь по воздушным аппаратам, немедленно связаться со Штабом Авиации и с Начальником всех авиаотрядов, без разрешения коих ни одно орудие открывать огня не может. 
Командующий войсками Северной группы, полковник Степанов. Начштаба генерал-лейтенант Романовский».

Налеты на Казань продолжались вплоть до ее освобождения 10 сентября 1918 года. Практический эффект от бомбардировок был минимален, однако их психологический эффект был колоссален. Как рассказывали жители Казани, систематические и главное - безнаказанные воздушные налеты производили на белых и жителей города гнетущее впечатление, ослабляя их волю к сопротивлению. Белые также не смогли эвакуировать свою технику. В руки Красной армии попало 30 брошенных на аэродроме самолетов Народной армии. 
Казанская авиагруппа совершила менее чем за месяц 301 боевой вылет, сбросив свыше 1600 кг бомб и 150 кг агитматериалов. Всего в небе над Казанью летали 30 самолетов. Боевых потерь Красная авиация не понесла. Погибли в результате аварий три летчика и еще семь перебежали к белым.

P.S. А вот звезды на самолетах красных были… черные. Некоторые это явление приписывает идее анархиста Акашева. Тем не менее, в газетах авиаторов называли «чернозвездные соколы». Вообще, красные военлеты любили в то время любили всячески разукрашивать свои аэропланы: черти, символы инь-янь, полуобнаженные и полностью обнаженные женщины, летящие птицы, луки, стрелы…

А вот приказ о нанесении красных звезд на аэропланы появился лишь 9 октября 1918, да и тот регламентировал размещение и форму неточно.

Добавить комментарий