Ассасины – крупная община мусульман шиитов исмаилитов. Впервые европейцы столкнулись с этим таинственным братством в XII веке на Ближнем Востоке во времена крестовых походов. Крестоносцы, не знакомые с исламом и принципами мусульманского вероисповедания, привезли с Востока огромное количество таинственных историй о загадочном ордене ассасинов. Само же слово «ассасин» («assassin»), этимология которого растворилась в прошлом, вошло в европейские языки как имя нарицательное и стало означать убийцу. 

Немного о том, кто такие исмаилиты. Они выделились в самостоятельную шиитскую общину примерно в середине VIII века. Это были приверженцы Исмаила, сына имама Джафара Ас-Садика, потомка пророка Мухаммеда. В 760 году Исмаил был лишен титула имама, вскоре его убили – от этого секта, правда, только завоевала еще большую популярность. Адепты исмаилизма не поверили в смерть Исмаила и стали утверждать, что он стал скрытым имамом, которого прячет сам Аллах. Они достаточно быстро ушли в подполье и стали сектой. 

Самую известную легенду о появлении ордена ассасинов можно найти в английском переложении знаменитого «Рубайата» Омара Хаййама. В ней имя Омара Хаййама связано с именами везира Сельджукидов Низам ал-Мулка и Хасана Саббаха — основателя Ордена ассасинов. Согласно этому повествованию, в юности все три популярных в Персии героя были в Нишапуре учениками одного школьного наставника. В то время они поклялись друг другу, что первый достигший успеха в жизни поможет в карьере и друзьям. Первым добился положения и власти Низам ал-Мулк — стал везиром в сельджукском султанате. Положив стипендию Омару и добившись высокой должности для Хасана, он сдержал слово, данное в юности. Однако вскоре Хасан превратился для Низама в опасного соперника, и везиру пришлось немало потрудиться, чтобы опорочить конкурента в глазах султана. Поклявшись отомстить, Хасан отправился в Египет, где овладел секретами веры исмаилитов. По возвращении в Персию он создал тайную организацию и взялся терроризировать Сельджукидов. Первой жертвой ассасинов Хасана стал сам Низам ал-Мулк. 

Хасан ибн Саббах – лицо не выдуманное. Он действительно учился в медресе, где и услышал от подпольного проповедника об учении исмаилизма. В конце 1070-х он оказался в Каире, где исмаилиты жили достаточно свободно. Позднее он вернулся в Исфахан – столицу сельджукского султаната, где стал активно пропагандировать исмаилизм. Он говорил о том, что познать Бога своим умом невозможно, в этом может помочь только имам. Но он скрыт, общается только с самим Хасаном. Только ибн Саббах может единственно научить правильной вере. Учение было простым и понятным, а потому и крайне популярным. Все было просто: слушайся Хасана и точно попадешь в рай. Последователей было так много, что Хасан ибн Саббах даже смог получить опорный пункт в крепости Аламут, из которого они начали активно проповедовать свое учение, и даже основать что-то наподобие своего государства 

Сами исмаилиты вели весьма скрытый образ жизни. Они тщательно берегли свои тексты, не допускали к учению непосвященных. Они придерживались шиитского принципа «такиийа» — сокрытия веры перед лицом опасности. Исмаилиты постоянно находились в конфронтации с другими мусульманами, как мы уже упомянули выше – особенно враждовали они с сельджуками, против которых однажды и подняли восстание. Хасан ибн Саббах достаточно быстро понял, что лучше наносить по внешнему миру точечные, но тщательно подготовленные удары. Эта методика очень хорошо работала. 

Низам ал-Мулк тоже лицо не выдуманное – он действительно пал жертвой Хасана ибн Саббаха. По его приказу везир был убит, а намечаемый поход сельджукидов против исмаилитов был отменен. 
Столкнувшись с превосходящими децентрализованными силами противника, низариты избрали в качестве вспомогательного средства достижения военных и политических целей уничтожение враждебных к ним региональных лидеров. Этот способ показал себя как высокоэффективный, и вскоре в основных странах ислама почти каждое убийство политического характера стало приписываться именно им. Вот так они стали ассоциироваться с таинственным орденом убийц. Хасан понял, что террор может помогать для решения политических проблем. Для этого внутри секты была создана специальная служба «фидаев» — жертвующих. 

Отбор туда был строгий. В основном, попадали туда мальчики или юноши из очень бедных семей. Претенденты подолгу ждали у запертых ворот, сидели днями и ночами во внутреннем дворе и питали объедки, фидаи постарше всячески их избивали. Тех, кто выдерживал этот период начинали готовить к службе и главной цели – умереть за Старца. 
Готовили их основательно: фидаи должны были виртуозно владеть любым видом оружия, к тому же сражаться и голыми руками. Не обходилось даже без «театрального» искусство – убийцы должны были уметь прикинуться и изобразить кого угодно. 

Считается, что жертвами ассасинов стали три халифа, шесть визирей, несколько наместников областей и правителей городов, много лиц духовного звания.

Так об этом писал Марко Поло: «Содержал старец при своем дворе тамошних юношей от двенадцати до двадцати лет. Они знали понаслышке, как Мухаммед, их пророк, описывал рай… Приказывал старец вводить в этот рай юношей, смотря по своему желанию… и вот как: сперва их напоят, сонными брали и вводили в сад. Там их будили. Проснется юноша и поистине уверует, что находится в раю, а жены и девы весь день с ним, играют, поют, забавляют его, всякое его желание исполняют… Захочет старец послать кого из своих убить кого-нибудь, приказывает он напоить юношей, сколько пожелает; когда же они заснут, приказывает перенести их в свой дворец. Проснутся юноши во дворце, изумляются, но не радуются, оттого что из рая по своей воле они никогда бы не вышли. Идут они к старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются, а старец их спрашивает, откуда они пришли. Из рая, отвечают юноши… Захочет старец убить кого-либо из важных, прикажет испытать и выбрать самых лучших из своих ассасинов, посылает он многих из них в недалекие страны с приказом убивать людей; они идут и приказ его исполняют; кто останется цел, возвращается ко двору. Случалось, что после смертоубийства они попадают в плен и сами убиваются… Скажу вам по правде, много царей и баронов из страха платили старцу дань и были с ним в дружбе». 

В XII веке они стали популярными героями многих историй на Западе – именно тогда они впервые повстречались с европейцами. 
В них рассказывалось о таинственной восточной организации, члены которой слепо подчинялись ее предводителю — Старцу Горы. Беспрекословное выполнение опасных заданий по его приказу европейцы объясняли сопутствовавшим приказам употреблением ассасинами одурманивающих средств вроде гашиша (отсюда, как считают многие исследователи, и название этого ордена). Следует учитывать, что до авторов такого рода повествований доходили в лучшем случае фиктивные подробности, распространявшаяся их многочисленными врагами — мусульманами и христианами Леванта. Утверждалось, что Старец Горы манипулировал ассасинами-убийцами, систематически одурманивая их неким напитком — интоксикатором, напоминающим гашиш. Всё это происходило в «тайном райском саду», где под действием зелья ассасины на время удостаивались блаженств рая в земной жизни. Желавшие одного — предаваться удовольствиям вечно, они были готовы исполнить даже самые опасные приказы своего жестокого наставника. 

Масла в огонь подлили и другие мусульмане. Ортокодсальные сунниты распространяли обличительные опусы об исмаилитах, в которых они представили неким обществом с не заслуживающими доверия основателями и засекреченной системой посвящения, а сложившаяся практика общины представала нацеленной на отрицание религии, в итоге исмаилитов выставили сверхеретиками (илхад). 

Наивысшей точки мифотворчество достигло благодаря незаурядному таланту Марко Поло — известного венецианского путешественника XIII века. Когда же Европа узнала об исламе больше, вся мифология вокруг «ордена ассасинов» была решительно переоценена. 

Стоит отметить, что государство исмаилитов продержалось относительно долго. Пало оно только в середине XIII века под ударами монголов.

Добавить комментарий