Рано утром в пятницу, 13 октября 1307 года, по приказу короля Филиппа IV Красивого были одновременно арестованы все французские тамплиеры. Аресты производились именем Святой инквизиции, а владения членов ордена тамплиеров конфисковал король.

От инквизиционного процесса против тамплиеров сохранилось множество документальных свидетельств. Членов ордена обвиняли в тягчайшей ереси: в отречении от Иисуса Христа, оплёвывании распятия, целовании друг друга непристойным образом, мужеложстве, поклонении идолу Бафомету на своих тайных собраниях, кремации умерших братьев и подмешении пепла в общую трапезу, личном посещении Сатаной их собраний и целовании его в непристойные места и многом другом. Ко многим заключённым применялись тяжелейшие пытки, несколько сот тамплиеров были замучены до смерти в первые же дни после арестов.

Почему Филипп Красивый вообще решил завести дело против тамплиеров? Всё достаточно просто: орден был невероятно богат. Неприлично богат, по средневековым меркам. Если во второй половине XII века ежегодный доход ордена достигал 54 миллионов франков, то в начале XIII столетия он достиг уже 112 миллионов. Причём основным хранилищем служил парижский Тампль. Поэтому монархи многих стран с завистью и вожделением смотрели на сокровища тамплиеров, а для французского короля Филиппа IV соблазн залатать дыры в государственном бюджете за счёт сокровищ Тампля был просто непреодолимым. Это он и сделал после того, как устранил всех лиц, которые этому препятствовали.

Буллой папы Климета V от 3 апреля 1312 года орден был упразднён. При этом вина ордена в целом доказана не была, но оставлять его было нецелесообразно: репутация его была значительно подмочена.

Буллой от 2 мая 1312 года вся собственность ордена тамплиеров была передана главным конкурентам — ордену госпитальеров. Тамплиеры, которые признали свою вину, получали необходимое церковное прощение и шли с миром. Им разрешали либо вступить в другие ордена, либо обратиться к мирской жизни. Те, кто всё отрицал, получали в наказание пожизненное заключение. Массовых костров инквизиции не было: лишней крови в этом вопросе никому не хотелось.

Но в процессе необходимо было поставить точку. По иронии судьбы, сделал это последний Великий Магистр ордена храмовников Жак де Моле, который сначала признал орден виновным, а затем изменил свои показания. Всё бы ничего, но он фактически обвинил королевскую судебную власть в применении пыток для выбивания нужных показаний, а значит, во лжи. А вот это уже было серьёзным проступком во времена средневековой монархии. Магистра прямиком после этих слов отправили на костёр.

Перед смертью Жак де Моле якобы проклял наблюдавшего за казнью короля и всю династию Капетингов. Собственно, именно эта легенда легла в основу современной трактовки происхождения суеверий о пятнице, 13-м. Учёными она всерьёз не воспринимается. К тому же средневековые авторы ни о каком проклятье не писали.

Когда же заговорили о «страшном проклятии Жака де Моле»?» В 1541 году во Франции по заказу короля Франциска I неким Паоло Эмили была выпущена книга De rebus gestis Francorum. Именно в ней впервые и было упомянуто это проклятье. С той только разницей, что произнесено оно было не во время казни, а до неё. И все последующие историки ссылались на эту книгу.

Добавить комментарий