Римский император попробовал реставрировать религиозные традиции на основе неоплатонизма. А с христианством задумал бороться, переняв многие его стороны и создав выстроенный подобным образом институт язычества.

Духовенство он организовал по образцу иерархии в христианстве; в храмах обустроили интерьер наподобие христианских церквей; во время службы было введено пение; от жрецов требовалась безупречная жизнь, поощрялась благотворительность; за несоблюдение религиозных правил грозили отлучением и покаянием. По сути это мало чем отличалось от христианства.

В 362 году Юлиан опубликовал эдикт о веротерпимости, который восстанавливал все запрещённые прежде культы, возвращал языческим храмам конфискованное у них имущество. Чтобы разжечь внутреннюю борьбу между своими религиозными противниками, объявил амнистию всех христианских сектантов. Провозгласив веротерпимость и хорошо зная психологию христиан, он был уверен, что в их церкви немедленно начнутся раздоры и такая разобщённая организация уже не будет представлять для него серьёзной опасности. Одновременно с этим император пообещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отказаться от своей веры. Примеров отречения было немало.

Что важно, Юлиан не навязывал многонациональной империи единый пантеон древнегреческих богов — совсем наоборот: он поддерживал местные верования — например, планировал восстановить иерусалимский храм и отдать его иудеям.

Физических преследований христиан не было: император просто старался заменить одну идеологию на другую, создать языческую церковь, которая могла бы соперничать с христианской. Единственным серьёзным ударом для христиан стал запрет на преподавание. Сам Юлиан занял пост верховного понтифика и педантично выполнял предписания языческих обрядов. Но реанимировать умерший институт ему не удалось: в июне 363 года он погиб в военном походе, а преемник отменил все религиозные решения Юлиана. Попытки реставрировать язычество провалились и более в Римской империи не предпринимались.